В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Взаимовыгодное сотрудничество: достаточна ли отдача? Назад
Взаимовыгодное сотрудничество: достаточна ли отдача?
Алексей ЗОТИКОВ, доцент кафедры труда и социальной политики Российской академии государственной службы, Елена ЛИТВИНЦЕВА

Россия и Международная организация труда

В свете решения серьезнейших задач, стоящих ныне перед российской экономикой и социальной сферой, важное значение имеют уроки мировой практики, в том числе опыт такой авторитетной структуры, как Международная организация труда. В прошлом году ей исполнилось 85 лет, по меркам человеческой жизни это срок немалый, и есть повод поразмышлять о причинах прочности и долголетия МОТ в весьма сложной международной обстановке. За истекшие годы в мире произошло немало событий: в ходе Второй мировой войны был повержен фашизм; перестала существовать Лига наций как не обеспечившая мир народом; распалась колониальная система империализма. С запуском первого спутника Земли и полетом человека в Космос была открыта новая Эра человечества. Завершилась холодная война между США и СССР (поражением последнего). И произошла крупнейшая геополитическая катастрофа века - развал Советского Союза.

На карте мира в последние годы появились новые суверенные государства, которые поспешили обрести членство в МОТ. В чем же заключается причина ее жизненности и притягательности? Что можно и нужно сделать для того, чтобы в интересах большинства населения России более эффективно использовать накопленный этой уникальной организацией опыт?

Жизнестойкость, основанная на исходных принципах

Международная организация труда была основана при Лиге Наций (предшественнице ООН) в апреле 1919 года после окончания Первой мировой войны, во время работы послевоенной мирной конференции, проходившей вначале в Париже, а затем в Версале. К этому времени Комиссией по труду, образованной из представителей девяти стран (Бельгии, Великобритании, Италии, Кубы, Польши, США, Франции, Чехословакии и Японии) Парижской мирной конференцией был разработан Устав МОТ, который стал частью XIII Версальского договора.

Устав МОТ исходит из двух принципов - универсальности и трехстороннего представительства. Первый принцип означает возможность вступления в МОТ для всех государств, берущих на себя обязательства, предусмотренные уставом. Этот принцип обязывает государства - члены МОТ способствовать улучшению жизни трудящихся. Второй принцип - трехстороннего представительства (трипартизм) - пронизывает все структуры МОТ и заключается в том, что каждое государство в организации представлено двумя делегатами от правительства и по одному делегату от трудящихся и предпринимателей. Согласно уставу, целью МОТ является достижение всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости.

Первая ежегодная Международная конференция труда (высший орган МОТ) открылась в Вашингтоне 29 октября 1919 года. Исполнительный орган МОТ - Административный совет, избираемый Конференцией, - назначил Альберта Тома, французского политического деятеля, первым директором Международного бюро труда (МБТ), постоянного секретариата организации.

Конференция приняла первые шесть международных конвенций (договоров) по вопросам труда:

o о продолжительности рабочего дня в промышленности;

o о борьбе с безработицей;

o об ограничении труда женщин в ночное время;

o о защите материнства;

o о минимальном возрасте приема на работу;

o об ограничении труда молодежи в ночное время в промышленности.

Спустя восемь с половиной десятилетий эти вопросы не утратили своей злободневности.

Предпосылками возникновения МОТ явились гуманистические, экономические и политические соображения. Первые диктовались тяжелой долей трудящихся, которые больше всех страдали от лишений и тягот в годы войны. Экономические соображения определялись необходимостью восстанавливать и развивать промышленность. В этом случае Международное трудовое законодательство уравнивало возможности государств. Третий довод характеризовался стремлением буржуазии отвлечь трудящихся от коммунистической пропаганды, которая все шире распространялась после Октябрьской революции 1917 года в России.

Прогрессивные буржуазные деятели осознавали необходимость проведения реформ, улучшающих положение трудящихся. В противном случае правящий класс, как это произошло в России, в одночасье мог потерять все. Революционная Россия практического участия в создании МОТ не принимала, но ее воздействие на умы трудящихся в мире реально осознавалось. Не останавливаясь предметно на деятельности МОТ, необходимо отметить хотя бы основные вехи ее развития.

Летом 1920 года местом пребывания штаб-квартиры МБТ стала Женева. В 1926 году на Международной конференции труда был создан механизм контроля за применением трудовых норм - Комитет экспертов, состоящий из независимых юристов, в задачу которых входило рассмотрение правительственных докладов о выполнении взятых государствами на себя международных обязательств и подготовка собственного доклада на конференцию. Этот механизм контроля сохранен до настоящего времени.

Так, в 2002 году из России в МОТ находилось несколько жалоб. Многие организации, включая ФНПР, жаловались, на несоблюдение Конвенции N 95 о защите заработной платы. Профсоюз докеров жаловался на нарушения Конвенций N 87 и 98 о свободе объединений, на несоблюдение права на создание организации в Калининградском и Новороссийском торговых портах. Была также жалоба по несоблюдению Конвенции N 108 об удостоверениях личности моряков.

В 1960 году МОТ создала в Женеве Международный институт социально-трудовых отношений, что позволило сделать работу этой организации еще целенаправленнее и полнее. Главным направлением деятельности института является взаимосвязь между органами по труду, экономическим ростом и социальной справедливостью. В 1969 году в ознаменование 50-летия МОТ и как признание ее заслуг перед цивилизацией ей была присуждена Нобелевская премия мира.

Найдены эффективные формы взаимодействия

В настоящее время членами МОТ являются 179 государств. 4 марта 1999 года чилиец Хуан Сомавиа, по профессии юрист и дипломат, был избран на пост генерального директора. Он являлся девятым по счету и первым представителем южного полушария, возглавившим МОТ. Его предшественниками были французы, англичане, американцы и бельгийцы. Хуан Сомавиа присоединился к консенсусу о содействии открытому обществу и открытой экономике в той мере, в какой это принесет реальные выгоды простым людям и их семьям. Он стремится модернизировать трехстороннюю структуру организации и помогать использовать ее таким образом, чтобы ценности МОТ играли ведущую роль в новой глобальной реальности.

На 1 января 2005 года МОТ приняла 184 конвенции и более трехсот рекомендаций и руководств по их применению. Государствами - членами МОТ зарегистрировано более 6,6 тысячи ратификаций конвенций. Одной из активных структур этой организации является Комитет по свободе объединений, который рассмотрел в общей сложности более 2 тысяч дел. Среди них - такие политически значимые, как: об аресте и исчезновении профсоюзных лидеров; о вмешательстве в деятельность профсоюзов; о нарушениях принципов свободы.

В 1999 году, на рубеже веков, Международная конференция труда определила четыре стратегические цели:

o продвигать и проводить в жизнь основополагающие принципы и права в сфере труда;

o расширять возможности женщин и мужчин для получения достойной занятости и доходов;

o увеличивать охват и эффективность социальной защиты для всех;

o укреплять трипартизм и социальный диалог.

Характерно, что Российская Федерация свое членство в МОТ обрела как преемница СССР. Белоруссия и Украина, наряду с Советским Союзом, являлись и остаются членами ООН и МОТ. Советский Союз вступил в МОТ на двадцать пятом году ее существования, в 1934 году (кстати, после беспрецедентной для мировой практики полной ликвидации безработицы в стране) и находился в ней по 1940 год, когда вышел из состава МОТ в связи с напряженностью предвоенной обстановки. В 1954 году, в интересах совместного решения задач, выдвигаемых МОТ, СССР снова стал ее членом. Политика Советского Союза, других социалистических стран в МОТ, была направлена на поддержку борьбы трудящихся капиталистических стран за улучшение своего положения и укрепление мира между народами. На 1 января 1973 года Советский Союз ратифицировал 40 конвенций, в то время как США, уклонявшиеся от взятия международных обязательств, ратифицировали на тот же период только шесть конвенций.

Россия как суверенное конституционное государство ратифицировала 10 конвенций МОТ. Пик ратификаций приходится на 1998 год, когда Государственной Думой второго созыва были ратифицированы пять конвенций:

o об инспекции труда;

o об упразднении принудительного труда;

o о безопасности и гигиене труда;

o о регулировании вопросов труда;

o о трудящихся с семейными обязанностями.

В последующие годы были ратифицированы еще пять конвенций, включая конвенцию о наихудших формах детского труда, которая запрещает использование детского труда в таких видах работ, которые в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжены с опасностью для детей или причинением им вреда, лишают детей возможности учиться в школе, отрывают от семьи, закабаляют, вынуждают их вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов с раннего детства. Конвенция запрещает все формы детского рабства, продажу или торговлю детьми, крепостную зависимость, принудительный или обязательный труд и вербовку ребенка для занятий противоправной деятельностью.

Россия является преемницей СССР в международных организациях, в международных договорах и обязательствах. С учетом этого обстоятельства на 1 января 2005 года из 185 конвенций МОТ в Российской Федерации действующими являются 52 конвенции, включая восемь основополагающих, в которых изложены главные принципы и права в сфере труда.

С трансформацией экономической и политической системы в России интерес к ней на международной арене значительно возрос. Руководство МОТ практически всегда позитивно откликалось на просьбы с российской стороны. В частности, была оказана помощь в разработке таких важных документов, как Положение "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и проект Закона "О занятости населения в РСФСР". Названный проект посылался для замечаний МБТ в Женеву. В сентябре 1992 года предложенные изменения и дополнения были утверждены Верховным Советом России. МОТ приняла участие и в разработке первого в России Генерального соглашения между правительством, представителями трудящихся и представителями работодателей на 1992 год. В последующем эта организация участвовала в разработке и обсуждении Трудового кодекса Российской Федерации.

С 1993 года в Москве совместно с МОТ стали регулярно проводиться международные семинары, конференции, совещания, "круглые столы", начали осуществляться также экспертизы законопроектов и применяться другие формы совместной деятельности. С середины 90-х годов прошлого века МОТ стала издавать на русском языке литературу и пособия по основным направлениям своей деятельности.

С 1996 года по настоящее время разрабатываются программы сотрудничества Российской Федерации и МОТ, которые направлены на стимулирование производительного труда, совершенствование трудового законодательства, на борьбу с бедностью и повышение жизненного уровня, повышение гарантий социальной защиты населения и развитие институтов социального партнерства. Последняя Программа сотрудничества на 2002-2003 годы была подписана в марте 2002 года Генеральным директором МОТ Хуаном Сомавиа и тремя социальными партнерами МОТ в России - министром труда Александром Починком, председателем ФНПР Михаилом Шмаковым и генеральным директором Координационного совета объединений работодателей России Олегом Еремеевым.

Программа предусматривала дальнейшее претворение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда, гармонизацию национальных норм с международными стандартами, совершенствование политики занятости, борьбу с бедностью на федеральном и региональном уровнях, стратегию профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом и другие значимые направления совместной деятельности. В марте 2004 года действие этой программы было продлено на 2004-2005 годы.

Исключительно важное значение для развития данного сотрудничества имеет Московское субрегиональное бюро Восточной Европы и Центральной Азии, которое возглавляет Полин Барет-Рид. По ее мнению, проводимая бюро политика активного сотрудничества на постсоветском пространстве приблизила МОТ к трем социальным партнерам: правительствам, профсоюзам и организациям работодателей. Московское бюро МОТ охватывает 10 стран СНГ: Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан. Украина и Молдавия находятся в сфере действия Будапештской группы МОТ. В Московском бюро работают до 25 квалифицированных сотрудников, что позволяет непосредственно вести практическую работу в стране.

Выйти из роли посредственного ученика

При анализе совместной деятельности России и МОТ создается впечатление, что российские партнеры играют роль очень прилежного, чрезмерно усердного, но крайне посредственного ученика, который с горем пополам усваивает программу обучения. На сегодняшний день в российском обществе не изжиты такие позорные явления, как массовые несвоевременные выплаты заработной платы, высокая смертность населения и низкая продолжительность жизни, не говоря об убогости минимальной зарплаты.

Российская Федерация, согласно Конституции, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако страна не в полной мере использует для этого как огромный внутренний потенциал, так и опыт государств, достигших высокого уровня жизни и социальной защиты людей. Пока еще крайне неэффективно в России применяются в интересах большинства населения общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Хотя, заметим, по Конституции они являются составной частью правовой системы страны и имеют примат над национальным законодательством.

Складывается впечатление, что в нашей стране не существует эффективной системы контроля за выполнением ратифицированных конвенций МОТ, причем как со стороны федерального правительства, так и со стороны субъектов федерации. Ход их выполнения не заслушивается ни на заседаниях правительства, ни в Государственной Думе, ни в Совете Федерации. Содержание международных договоров России пока еще остается недоступным для широкой общественности. Их нет в книжных магазинах и в массовых библиотеках.

В апрельском Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин сказал, что наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. Вероятно, для такого жесткого определения у президента есть веские основания. В свою очередь, у людей возникают естественные вопросы.

Почему, например, федеральное правительство не вносит в Государственную Думу законопроекты о ратификации весьма актуальных для нынешней нашей действительности конвенций МОТ: о процедуре установления минимальной зарплаты; об основных целях и нормах социальной политики; о минимальных нормах социального обеспечения; об охране материнства; об оплачиваемых учебных отпусках; о безопасности и гигиене труда в строительстве?

Почему министр экономического развития и торговли Герман Греф забывает о работниках торговли и о том, что есть Конвенция МОТ о гигиене в торговле и учреждениях?

Почему министр сельского хозяйства Алексей Гордеев не ставит вопрос об острой необходимости ратификации Конвенции о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве?

Почему губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, где часто случаются аварии на шахтах с человеческими жертвами, не берет шахтеров под защиту и не добивается ратификации Конвенции о безопасности и гигиене труда на шахтах, тем самым оставляя шахтеров без защиты на основе международных правовых норм?

26 ноября 2002 года в Государственной Думе успешно прошла конференция по теме "Россия и Международная организация труда: перспективы взаимовыгодного сотрудничества". В рекомендациях, единодушно принятых конференцией, есть такие положения*.

Правительству РФ предложено активизировать работу по внесению в Государственную Думу на ратификацию конвенций МОТ NN 42, 102, 117, 131, 140, 144, 154, 157, 158, 166, 168, 173, 174, 175, 178, 181. Это, подчеркнем, намечалось сделать в соответствии с Генеральным соглашением между российскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ на 2002-2004 годы. Профессиональным союзам и объединениям работодателей было рекомендовано направить усилия на дальнейшую защиту и всестороннее соблюдение социально-трудовых прав работников в соответствии с международными трудовыми стандартами.

А воз, однако, и ныне там: ни одна из 16 конвенций, рекомендованных к ратификации, до сих пор не ратифицирована. Протестного голоса профсоюзов не слышно, а Госдума завязла в 122-м федеральном Законе "О монетизации льгот".

Бесспорно, что вины МОТ в сложившейся ситуации нет. Она была и остается универсальной и уникальной организацией, подобной которой в мире нет. Уникальность трехстороннего представительства в МОТ заключается в том, что три ведущие силы государства - правительство, трудящиеся и работодатели - могут иметь отличающиеся друг от друга интересы и устремления, но плодотворность общих усилий для всех трех сторон заключается в умении поиска и нахождения общих интересов. За 85 лет своей деятельности МОТ накопила большой опыт в реализации принципа трипартизма, что свидетельствует о его жизненности и продуктивности. И этим целесообразно пользоваться.

В России учатся диалогу. Пока не все получается, как хотелось бы. Но иного не дано: надо продолжать учиться, надо уметь слышать и слушать. Учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и демократии призывает российских чиновников в своем ежегодном Послании президент России.

Есть все основания полагать, что накопленный опыт сотрудничества России и МОТ позволяет подняться на более высокий качественный уровень деловых взаимоотношений. Для этого необходимо не только желание обеих сторон - нужны конкретные действия. Полезным шагом в данном направлении могло бы стать, например, открытие в Москве филиала Туринского центра подготовки кадров, в котором заинтересованы и МОТ, и объединения трудящихся и работодателей, и правительство России. Тогда-то кадры - квалифицированные, современные - и будут решать все. По крайней мере, страна сумеет выйти из роли посредственного ученика в столь социально важном вопросе.

*См.: Россия и МОТ: перспективы взаимовыгодного сотрудничества. - М., 2003. - С. 53.

www.oilru.com

15.03.2005

Док. 628327
Перв. публик.: 15.03.05
Последн. ред.: 09.06.10
Число обращений: 0

  • Зотиков Алексей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``