В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Минфин не торопится финансировать главные проекты президента Назад
Минфин не торопится финансировать главные проекты президента
Медведев намерен вписаться в отдельную строку

Процесс согласования приоритетных статей бюджетной политики между Кремлем и Белым домом несколько затянулся. Причина - в определении параметров финансирования президентских проектов по модернизации экономики. По информации "НГ", обсуждается возможность зарезервировать в трехлетнем бюджете на 2011-2013 годы средства на исполнение поручений главы государства, касающихся модернизационной тематики. Этот вопрос планируется обсудить в ближайшее время на специальном совещании с членами правительства.

Кремль и Белый дом продолжают совместную работу над Бюджетным посланием президента. В прошлом году ее удалось завершить к концу мая. Глава государства Дмитрий Медведев выступил с Бюджетным посланием в начале июня. В этом году процесс несколько затянулся. Правда, вчера Медведев на совещании по вопросу формирования перечня Федеральных целевых программ сообщил, что огласит Бюджетное послание в конце текущего месяца.

Как правило, Бюджетное послание пишется на основании Послания главы государства Федеральному собранию. В своем втором обращении к политической элите страны Медведев сформулировал приоритетные направления модернизации российской экономики: медицина, космос и телекоммуникации, создание суперкомпьютеров и программного обеспечения, энергоэффективность и энергосбережение, ядерная энергетика. В конце мая президентская комиссия по модернизации на основании поручений главы государства утвердила 38 проектов, которые будут реализованы в ближайшие годы в рамках этих пяти направлений. Их ориентировочная стоимость - 800 млрд. руб. В ближайшие три года на них будет затрачено около 300 млрд. руб.

В своем Послании Медведев также заявил о планах создания технополиса. Позднее было решено построить инноград в подмосковном Сколкове. Этот проект бюджету обойдется более чем в 100 млрд. руб. Еще одна инициатива Медведева из Послания - техническое переоснащение выборов. Стоимость этого проекта, по информации "НГ", - от 11 до 15 млрд. руб. Минфин не торопится соглашаться с масштабными планами главы государства. Глава ведомства Алексей Кудрин, напротив, предлагает по возможности сократить расходы, чтобы восполнить ресурсы, растраченные в течение кризисного, 2009 года.

Между тем, как удалось выяснить "НГ", на следующей неделе Дмитрий Медведев проведет совещание о включении в проект бюджета на 2011-2013 годы затрат на реализацию поручений президента. Источник "НГ" в президентской комиссии по модернизации рассказал, что задача главы государства - добиться выделения средств на финансирование проектов модернизации целевым образом. Проблема в том, что в России на модернизацию и развитие инноваций направляется немало средств, однако, судя по всему, тратятся они не слишком эффективно. Накануне Нового года на заседании комиссии по модернизации, посвященной техническому обновлению госкомпаний, президент Медведев пожурил государственных капиталистов за то, что они тратят более 40 млрд. руб. в год на НИОКР, однако развитие инноваций эти астрономические суммы подстегивают с трудом.

Чтобы избежать ситуации, когда выделенные из бюджета деньги на инновации расходуются вхолостую, глава государства намерен дать конкретные формулировки проектам, которые необходимо профинансировать в первоочередном порядке. К слову, затраты на реализацию президентских поручений будут включены в трехлетний бюджет впервые.

Затягивание процесса согласований финансирования проектов по модернизации с правительством эксперты "НГ" помимо прочего увязывают и с конституционным устройством нашего государства. Согласно Основному закону президент находится над пирамидой из трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной. В президентских республиках, к примеру - в США, лидер государства является также главой исполнительной власти. Де-факто такое распределение ролей было во времена президентства Владимира Путина. Глава правительства при нем считался лишь технической фигурой. Однако с перемещением Путина на пост премьера ситуация резко изменилась.

Член научного совета Центра Карнеги Андрей Рябов объясняет, что в системе российской власти позиция президента такова, что он все решает, однако ни за что не отвечает. Вся ответственность лежит на главе исполнительной власти. На взгляд эксперта, такая система распределения ролей является тормозом на пути модернизации: "Она антимодернизационна по своей сути. Она рассчитана на совершенно другие цели. Главным образом на то, чтобы максимально обеспечить интеграцию правящих слоев и прежних классов в новую структуру. Она существует для обеспечения выживания самого института, а не для осуществления реформ".

Профессор кафедры политологии МГУ имени М.В.Ломоносова Ростислав Туровский полагает, что в нынешних условиях тандемократии президент и правительство функционируют как два разных института, отдельных друг от друга, как две равновеликие по политическому весу фигуры: "При решении бюджетных вопросов проблема обостряется, потому правительство традиционно отвечает за бюджет и финансы и стремится решать все вопросы в автономном режиме. Президентское вмешательство возможно, но не всегда эффективно. У президента недостаточно влияния, чтобы кардинально перенаправить финансовые потоки". По словам эксперта, стремление Медведева выделить расходные статьи на модернизацию является попыткой создать рычаг влияния на исполнительную власть.

Но самое простое решение, говорит Туровский, - подчинить правительство президенту на конституционном уровне. Не исключено, что российская элита рано или поздно придет к выводу о необходимости скорректировать Конституцию в сторону президентской республики. В прошлом году правки в Основной закон по поводу увеличения сроков исполнения полномочий президента и Госдумы уже были внесены по предложению Медведева. За ними могут последовать и более глобальные изменения.

Директор Института современного развития Игорь Юргенс - противник изменения Конституции по поводу и без повода: "Я за то, чтобы власть строилась за счет нарастания здравого смысла. У нас в тандеме есть уникальный шанс, когда Россия может модернизироваться, не одерживая победу над консерваторами и модернизаторами". На взгляд эксперта, эти идеологические направления воплощены в двух первых лицах государства, которые способны, не сваливаясь в конфронтацию, продвигать вперед основополагающие вопросы модернизации. Для этого, по словам Юргенса, менять Конституцию не надо - достаточно двухчасовой беседы первых лиц.

09.06.2010
Элина Билевская
www.ng.ru

Док. 628303
Опублик.: 09.06.10
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Туровский Ростислав Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``