В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новейшая история отечественного кино Назад
Новейшая история отечественного кино
Неизвестно, кто из сообщников-сценаристов, авторов Мимино, придумал сделать Валико вертолетчиком, и назвать его по-грузински Соколом, и чтобы он кур грузил, и чтобы бурчал в усы про "чито-грито", птичку-невеличку. Но по всему выходит, что это - Реваз Габриадзе, его затея. Слишком все сходится. Ведь и Боря-Гадай, тосковавший по Вивьен Ли в спектакле "Осень нашей весны", был птичкой. А другого пернатого невеличку, бронзового Чижика-Пыжика, Р. Г. поселил в Питере, где тот притулился у гранитного бока Фонтанки, да так и прижился. И Пушкин - чью мечту они с Андреем Битовым исполнили, послав в заморское путешествие и сочинив по такому поводу книжку "Пушкин за границей", - был на его графических листах тоже похож на птичку. Да и сам Р. Г. - существо перелетное. Драматург, режиссер, создатель театра кукол-марионеток и ресторанчика при нем, художник, скульптор - сочинитель, выдумщик. Всю жизнь мигрирует: из страны в страну, из журналистики в кино, из кино в литературу, оттуда в театр; постоянно и отовсюду сбегает в живопись и скульптуру, из жизни - в вымысел. И хранит память о Грузии в пальцах.

Он вольный, он сам себе закон и порядок, и предпринятая было в конце восьмидесятых попытка усадить его на пафосный шесток образцовского кукольного театра - смешная перестроечная благоглупость, которую надул в начальственные демократические головы шалый ветер перемен. Р. Г. погоняет и хранит другой ветер, перемен не знающий.

Фильмография Р. Г. миниатюрна, как птичка-невеличка. И изящна, как она. Не горюй! и Мимино - эти две вещи стоят тысячи тонн сценарной руды.

Всего к двум фильмам причастен он в девяностые - Кин-дза-дза и Паспорт. Оба сделал Георгий Данелия, оба про мигрантов, как Р. Г. Но про мигрантов поневоле, не по доброму выбору. Одного зашвырнуло на Землю обетованную по чужому паспорту, других из-за легкомысленно нажатой кнопки забросило в галактику Кин-дза-дза. Несмотря на сюжет-полет, были эти фильмы тяжеловаты на подъем, не радовали той совсем не легкомысленной легкостью, той мужской грацией, какими брали их прежние с Данелия произведения. Тем не менее, и в комедии позднесоветских положений, и в антиутопии Р. Г. различим. И таксист, и прораб с музыкантом, куда бы их ни бросила судьбина - на родину ли иудеев, к чатланам ли с пацаками - тащат с собой свое, отечественное и личное. Черты, привычки и опыт, от рождения данные и благоприобретенные, - все то, из чего "сделаны" их частные миры. От того и мучаются, тем и спасаются. Так и Р. Г.: в каком бы пространстве - театра, кино, графики, слова - он ни объявился, все подчинит закону собственного мироустройства, раз и навсегда заведенному миропорядку: печальному и чудному, с равнозначным ударением на первую и вторую гласную.

ДМИТРЕВСКАЯ Марина, САВЕЛЬЕВ Дмитрий. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=171

Док. 628075
Перв. публик.: 07.06.01
Последн. ред.: 07.06.10
Число обращений: 0

  • Данелия Георгий Николаевич
  • Габриадзе Резо Леванович (Реваз)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``