В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обсерватория на колесах Назад
Обсерватория на колесах
Вчера на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа состоялась презентация поезда-лаборатории нового поколения для комплексного контроля состояния окружающей среды.

Лаборатория размещается в двух специализированных вагонах. Установленное в них оборудование позволяет производить измерения более 70 параметров, таких как концентрация загрязняющих примесей, радиация, метеоданные и другое.

- Прежде всего исследования лаборатории дают точное представление об экологической ситуации в зоне железных дорог, - объяснил корреспонденту "Гудка" директор ВНИИЖТа Иван Беседин. - Для грамотного решения правовых споров между хозяйствующими субъектами, территориальными органами власти и ОАО "РЖД" возникает необходимость в разработке и ведении кадастра загрязненности воздуха и земель в нашей инфраструктуре.

Полученные передвижной лабораторией данные могут быть привязаны к территории с точностью до 1 километра. По словам Ивана Беседина, от других станций мониторинга атмосферы лаборатория отличается высокой точностью измерения примесей в воздухе, она способна регистрировать практически все ключевые атмосферные параметры, а также изменение химического состава вод и почв под воздействием атмосферных загрязнений.

- Посмотрите, - Иван Беседин указал нам на установленные в вагоне мониторы с различными графиками и схемами, - работа приборов, которую вы видите на экранах, позволила нам обнаружить в Биробиджане высокую концентрацию озона. Воздействовать на источник излучения мы не могли, однако приняли меры для защиты своих сотрудников. И таких примеров множество. Эти приборы могут определить экологически вредное производство, показать потенциально опасные места, что поможет выработать меры противодействия.

- В разговоре вы называете поезд-лабораторию обсерваторией, - обратился корреспондент "Гудка" к заведующему отделом Института физики атмосферы РАН Николаю Еланскому. - Почему?

- По требованиям Всемирной метеорологической организации наша разработка удовлетворяет всем стандартам обсерваторского типа станции, - пояснил Николай Еланский. - Она уникальна тем, что позволяет на больших пространствах получать такие параметры, которые невозможно получить даже с помощью сети станций. И это - достижение. На наших глазах создается новая система наблюдения за состоянием окружающей среды, и поезд-лаборатория мог бы стать базой для нее.

Разработка поезда-лаборатории велась 10 лет. Последние несколько лет поезд проходил испытания. Например, неделю назад вернулся из Владивостока. И нареканий к работе приборов и подвижного состава у специалистов не было.

- Производители исправили все недостатки, на которые мы указали после предыдущих испытаний, - рассказала корреспонденту "Гудка" старший научный сотрудник ВНИИЖТа Ольга Лаврова. - Единственный недостаток - не хватает места для специалистов, которые участвуют в научных экспедициях. Так что зачастую приходится покупать билеты в пассажирский вагон, к которому цепляют нашу лабораторию. Если будут заказы на научные исследования, будут и деньги, сможем расширить количество вагонов лаборатории.

Юрий СУШИНОВ

27.10.2005

www.gudok.ru

Док. 628046
Перв. публик.: 27.10.05
Последн. ред.: 07.06.10
Число обращений: 0

  • Беседин Иван Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``