В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Главный герой `Свободного плавания`..... Назад
Главный герой `Свободного плавания`.....
О фильме "Свободное плавание"


Главный герой "Свободного плавания", Леня, окончил школу, и ему нужно где-то работать, пока в армию не заберут. Ему 17 лет, поэтому ожидается: поиск пути, первая любовь и т.д., то есть ДРАМА ВЗРОСЛЕНИЯ. История, рассказанная в "Свободном плавании", - ВЗРОСЛЕНИЕ БЕЗ ДРАМЫ. Нет ничего, на чем так удобно строить драматургию "героя нашего времени" в современном кино: ни Чечни, ни братков, ни выморочного глянца. Обычный подросток из обычной провинции, типичный герой в типичных обстоятельствах. "Свободное плавание" с этой точки зрения - настоящее событие: здесь появляется новый герой поколения нулевых.

Маленький город на берегу Большой Реки. Монотонный ритм повествования следует за ритмом провинциальной жизни. Камера статична. На улицах безлюдно. На реке пустынно. Всеобщее оцепенение заполняется мечтами - о вожделенной Работе, которой нет, но о которой все грезят.

Работа в "Свободном плавании" - это такая платоновская идея. Чистая запредельность. Ее никто не видел, все только рассказывают. В "Центре занятости населения" вакансии: уборщица в школу ("мальчика они тоже возьмут"), дорожный рабочий... Все остальное - в Ярославле, то есть за пределами ойкумены. А с закрытием единственного завода Деревня-Город-Микрокосм и вовсе утрачивает последнюю связь с цивилизацией и неуловимо, но неотвратимо погружается в трагикомические бездны мифологической эпохи собирательства и палки-копалки. Дорожные работы уже сняты в режиме фольклорной амплификации и исполняются мифологическими персонажами: Человеком-пестиком и Человеком-ведром, а также Прорабом-сказителем, слагающим былины о прекрасном героическом прошлом. [...] Изображенный мир свободен, по сути дела, от всего, что ни есть, а потому анемичен и тотально неприкаян.

А герой хочет быть прикаянным. Вот такой вот вариант классического, положенного по жанру сюжета о том, как у "юноши, обдумывающего житье", впервые возникает ситуация выбора и как он этот выбор делает. [...] Ему хочется работать и быть кем-нибудь "по профессии". Вот ее он и выбирает - как способ добыть жизни цель и смысл. Он не бунтует против взрослого мира, а, наоборот, с готовностью вверяет себя мастеру-наставнику. Он вообще - странный для нашей культурной традиции подросток: его не крючит и не колбасит; он не бросает обвинений в лицо кому бы то ни было, не ерничает, не врет, не иронизирует, не занимается исследованием собственных глубин и посему не отчаивается. Он не рефлексирует, он думает. И потом делает. Что-то такое долгое про себя думает, а потом берет и делает. А главное - ему доставляет истинное удовольствие, когда что-то сломанное - починено, а что-то сделанное - сделано хорошо. [...]

Финальная мизансцена исключительно символическая. Мужик, приплывший на барже, на берегу роется в ржавых железках - перебирает мотор. Стоящий рядом бомж разговаривает разговоры, и от него отмахиваются как от постылой мухи. Ленька же сначала молчит и соображает. Потом молча подает подходящую гайку. А потом, тоже молча, делает один шаг, другой - и заходит на баржу, чтобы уплыть на ней в свободное плавание. Вот он в финале - уже болтающий без умолку, в рабочих рукавицах на фоне груза, плывущий по Большой Реке к новой жизни.

Авось и выплывет. Хороший пацан. Цельный, не изломанный. Не рефлексирующий, а просто умнеющий по ходу жизни. Добрый - из тех, что немотивированно, просто "от природы добр". Не достоевский подросток, а пушкинский. Петруша Гринев из "Капитанской дочки". Давно таких не было.


Елена ГРАЧЕВА. Недостоевский подросток // Сеанс, N 29-30, 2006

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1006

Док. 627888
Перв. публик.: 04.06.06
Последн. ред.: 04.06.10
Число обращений: 0

  • Хлебников Борис Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``