В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Когда группа специалистов Госфильмофонда СССР и Музейного отдела..... Назад
Когда группа специалистов Госфильмофонда СССР и Музейного отдела.....
Когда группа специалистов Госфильмофонда СССР и Музейного отдела ВТПО "Киноцентр" во главе с рижским киноведом Юрием Цивьяном приступила к подготовке большой программы игровых фильмов раннего русского кино и сопровождающей ее документации, никто из участников не представлял себе ни реальных масштабов избранной задачи, ни трудностей, сопровождающих ее решение. Между тем, им предстояло отобрать несколько десятков репрезентативных образцов из архивного киноматериала, насчитывающего более 280 фильмов, и заняться реконструкцией надписей-титров, ибо три четверти картин этого периода немы в истинном значении этого слова. Они недоступны пониманию современного зрителя и без пояснительных надписей представляются непостижимым набором изображений. Лишь к немногим фильмам удалось отыскать списки оригинальных надписей, но в большинстве случаев их пришлось восстанавливать: по печатным либретто, по литературным первоисточникам, подчас - по движению губ героев, а то и по наитию. Весьма трудоемкой оказалась и техническая часть этого задания - перевести на пленку сотни надписей, сохраняя по возможности их оригинальную графику и стилистику, а затем вклеить их в фильмокопии для воссоздания полноценного экранного "продукта".

Другой важной и не менее сложной частью проекта стала подготовка печатного каталога всех сохранившихся фильмов российского производства за 1908-1919 гг., куда вошли съемочная хроника тех или иных постановок, рекламная информация, синопсисы фильмов, рецензии, цензурные заключения, мемуарные рассказы участников и т. п.

Эти материалы были отысканы и отобраны составителями по обширной и все еще малоизученной отечественной кино-театральной периодике 1900-х - 1920-х гг., общей периодике, а также по архивным источникам. Работа увенчалась изданием монументального двуязычного каталога ("Testimoni Silenziosi. Film russi 1908-1919 / Silent Witnesses. Russian Films 1908-1919. Edizioni Biblioteca Dell`Imagine, Pordenone / British Film Institute, London, 1989). Каталог мгновенно стал научным бестселлером.

В предельно сжатые сроки (менее чем за год) со всеми заданиями удалось справиться, и в октябре 1989 г. ретроспектива раннего русского кино представлена международному сообществу специалистов, собравшихся на Фестивале немого кино в итальянском городе Порденоне. Успех программы превосходит все ожидания создателей и аудитории. По общему признанию, она возвращает миру неведомое искусство, в своих лучших образцах конгениальное шедеврам русской литературы, театра и живописи начала XX столетия (столь высокая оценка подкрепляется и прекрасным состоянием фильмокопий, многие годы остававшихся невостребованными из фильмохранилища). К тому же, восстановив законное место в историко-культурном контексте эпохи, раннее русское кино существенно обогащает и общий рисунок эволюции мирового экранного искусства. После того как уляжется волна первых восторгов, серьезное изучение русского кинотворчества позволит оценить то главное, что привнесло оно в искусство и в культурное сознание своего времени.

Количественное и качественное разнообразие кинопрограммы, с которой на протяжении последующих нескольких лет познакомятся зрители многих стран Европы и Америки, могло быть без труда расширено произведениями многих мастеров - Чардынына, Владимира Гардина, Вячеслава Висковского, Чеслава Сабинского, Мозжухина, Холодной и др., - вполне достойных того, чтобы стать героями персональных ретроспектив. Эти темы, оставленные на будущее, отчасти находят отражение в научных симпозиумах, сопровождающих показы, в рецензиях и публикациях (специальный выпуск журнала "Cinemazero" и сборник "Cinema Pre-revolutionnaire Russe", 1989), а также в "десятитомном" видеособрании предреволюционных фильмов, выпущенном Британским киноинститутом. Однако возвращения раннего русского кино собственно в Россию так и не происходит. Обстоятельства времени, усугубленные беспечностью отечественных устроителей, лишают зрителей возможности ознакомиться с этой частью национального кинонаследия. Реконструированные фильмокопии будут приобретены в коллекцию Библиотеки Конгресса США, а средств и желания для их возобновления в стране не найдется и в последующее десятилетие. Единственным памятником этому монументальному музейному проекту спустя годы станет выпуск расширенной русскоязычной версии каталога сохранившихся игровых фильмов России за 1908-1919 гг. "Великий Кинемо" (2002).

Рашит ЯНГИРОВ


Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. V. СПб, Сеанс, 2004
Возвращение раннего русского кино: ретроспектива русского дореволюционного кино, стартовав на фестивале немого кино в итальянском городе Порденоне, в течение двух лет будет пользоваться колоссальным успехом в Европе



Когда группа специалистов Госфильмофонда СССР и Музейного отдела ВТПО "Киноцентр" во главе с рижским киноведом Юрием Цивьяном приступила к подготовке большой программы игровых фильмов раннего русского кино и сопровождающей ее документации, никто из участников не представлял себе ни реальных масштабов избранной задачи, ни трудностей, сопровождающих ее решение. Между тем, им предстояло отобрать несколько десятков репрезентативных образцов из архивного киноматериала, насчитывающего более 280 фильмов, и заняться реконструкцией надписей-титров, ибо три четверти картин этого периода немы в истинном значении этого слова. Они недоступны пониманию современного зрителя и без пояснительных надписей представляются непостижимым набором изображений. Лишь к немногим фильмам удалось отыскать списки оригинальных надписей, но в большинстве случаев их пришлось восстанавливать: по печатным либретто, по литературным первоисточникам, подчас - по движению губ героев, а то и по наитию. Весьма трудоемкой оказалась и техническая часть этого задания - перевести на пленку сотни надписей, сохраняя по возможности их оригинальную графику и стилистику, а затем вклеить их в фильмокопии для воссоздания полноценного экранного "продукта".

Другой важной и не менее сложной частью проекта стала подготовка печатного каталога всех сохранившихся фильмов российского производства за 1908-1919 гг., куда вошли съемочная хроника тех или иных постановок, рекламная информация, синопсисы фильмов, рецензии, цензурные заключения, мемуарные рассказы участников и т. п.

Эти материалы были отысканы и отобраны составителями по обширной и все еще малоизученной отечественной кино-театральной периодике 1900-х - 1920-х гг., общей периодике, а также по архивным источникам. Работа увенчалась изданием монументального двуязычного каталога ("Testimoni Silenziosi. Film russi 1908-1919 / Silent Witnesses. Russian Films 1908-1919. Edizioni Biblioteca Dell`Imagine, Pordenone / British Film Institute, London, 1989). Каталог мгновенно стал научным бестселлером.

В предельно сжатые сроки (менее чем за год) со всеми заданиями удалось справиться, и в октябре 1989 г. ретроспектива раннего русского кино представлена международному сообществу специалистов, собравшихся на Фестивале немого кино в итальянском городе Порденоне. Успех программы превосходит все ожидания создателей и аудитории. По общему признанию, она возвращает миру неведомое искусство, в своих лучших образцах конгениальное шедеврам русской литературы, театра и живописи начала XX столетия (столь высокая оценка подкрепляется и прекрасным состоянием фильмокопий, многие годы остававшихся невостребованными из фильмохранилища). К тому же, восстановив законное место в историко-культурном контексте эпохи, раннее русское кино существенно обогащает и общий рисунок эволюции мирового экранного искусства. После того как уляжется волна первых восторгов, серьезное изучение русского кинотворчества позволит оценить то главное, что привнесло оно в искусство и в культурное сознание своего времени.

Количественное и качественное разнообразие кинопрограммы, с которой на протяжении последующих нескольких лет познакомятся зрители многих стран Европы и Америки, могло быть без труда расширено произведениями многих мастеров - Чардынына, Владимира Гардина, Вячеслава Висковского, Чеслава Сабинского, Мозжухина, Холодной и др., - вполне достойных того, чтобы стать героями персональных ретроспектив. Эти темы, оставленные на будущее, отчасти находят отражение в научных симпозиумах, сопровождающих показы, в рецензиях и публикациях (специальный выпуск журнала "Cinemazero" и сборник "Cinema Pre-revolutionnaire Russe", 1989), а также в "десятитомном" видеособрании предреволюционных фильмов, выпущенном Британским киноинститутом. Однако возвращения раннего русского кино собственно в Россию так и не происходит. Обстоятельства времени, усугубленные беспечностью отечественных устроителей, лишают зрителей возможности ознакомиться с этой частью национального кинонаследия. Реконструированные фильмокопии будут приобретены в коллекцию Библиотеки Конгресса США, а средств и желания для их возобновления в стране не найдется и в последующее десятилетие. Единственным памятником этому монументальному музейному проекту спустя годы станет выпуск расширенной русскоязычной версии каталога сохранившихся игровых фильмов России за 1908-1919 гг. "Великий Кинемо" (2002).

Рашит ЯНГИРОВ


Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. V. СПб, Сеанс, 2004

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1019

Док. 627821
Перв. публик.: 04.06.04
Последн. ред.: 04.06.10
Число обращений: 0

  • Цивьян Юрий Гаврилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``