О фильме "Эйфория"
На поверхности лежит, конечно, оппозиция "театр - степь". Театральный художник Юрий Хариков выстроил "красивое" "стильное" изображение, театральный драматург Иван Вырыпаев написал вполне себе театральный текст, театральные актеры и один вроде бы неактер (белобрысый любовник) - поучаствовали в театральных же мизансценах. Однако всю эту благородную искусственность уравновесила более чем естественная степь. [...]
В наше время аляповатости и безалаберности одна вот такая сознательно проведенная через всю картину оппозиция заслуживает уважения. Уже эстетика, да! И за эту сознательно воплощенную оппозицию автор заслуживает безоговорочного уважения. Что называется, слава Вырыпаеву. [...]
Ключевая оппозиция "культура - степь" постепенно переходит в режим откровенной абстракции. Абстракция же, как известно, трогает до известного предела.
Вот некоторые этапы абстрагирования от жизненной эмпирии. Тяжело живущая в постсоветской степи героиня сопоставляется с бабою вообще, с бабою как таковой. Баба как таковая сопоставляется, в свою очередь, с коровой. Влюбившийся в замужнюю героиню белобрысый парень не устает интересоваться ее внутренним миром и ее отношением к сложившейся ситуации. Она же отвечает ему вполне в коровьем ключе: "А чего?" или же вот эдак: "Страшно!"
Чтобы зритель непременно понял про параллель "героиня - корова", тему эту приходится проговаривать ротом, звучит монолог героини про таинственный сон, в котором случились и вода, и тина, и корова в тине...
В финале героиня тонет в реке вслед за убитым любовником. На секунду вспоминаешь ее сон, говоришь себе "ага, ага", и чуточку брезгливо морщишься: то ли дурно понятая автором и неумело воспроизведенная им же "тарковщина", а то ли элементарная театральщина. В театре, и даже хорошем, любая бойкая болтовня - во благо: "Я - чайка!", "Я - корова!", и тому подобное.
В фильме есть абсолютно точный эпизод, своего рода камертон, по которому я, будь я на месте режиссера, настроил бы все остальное действие. Это когда героиня и ее любовник являются в райцентр к врачу, интересуются состоянием покалеченного ребеночка. Врач: "Завтра, если будет хуже, будем отправлять в Волгоград!" [...]
"Волгоград", - это значит, что все вокруг не театральное, не бутафорское, а настоящее! И степь, и люди, и фабульные коллизии, и время, и откушенный собакой девочкин пальчик, и чудовищный социокультурный разрыв между степняками и цивилизованными жителями столиц...
[...] Для меня судьбу картины решила одна сцена.
Муж сидит на берегу реки с винтовкой за спиной. Следит за течением. Поджидает изменщицу, которая должна появиться в одной лодке с любовником. Она и появляется!
Итак, муж крупно со спины, а лодочка мелко вдалеке. Лодочка - слево направо. Муж неподвижен, только едва поворачивает голову, видимо, отслеживает глазами. Это был момент истины! Я понял, что в зависимости от того, как решит сцену режиссер, я либо все прощу и - в плюс. Либо забуду даже хорошее и - в минус.
Конечно, конечно, нужно было дать лодке скрыться за рамкою кадра! Нужно, чтобы в этом эстетском кадре муж проводил их глазами, не шелохнувшись!! То, как он внезапно поднимается, как вскидывает ружье и палит по живому человеку в лодке, нужно было давать в следующем кадре. Испортил песню... Э-эх, гиперталантливый, гиперчуткий Иван Вырыпаев, как же так?! [...]
Акценты недорасставлены у Вырыпаева по неопытности. Вот героиня Полины Агуреевой говорит: "Я не знаю, что со мною творится. Страшно!" А кто она? Протагонист фильма? [...]
Что - "творится?" Почему - "страшно"? Видно, как на определенном этапе Иван Вырыпаев перестает бороться за дорогие ему исходные смыслы и принимается азартно "спасать" не вполне удавшуюся картину посредством превращения ее в некий клип-проект. В визуально-музыкальное роскошество. В "экспортный вариант".
И хорошо, если режиссер осознает, что от падения в гибельную пропасть глянца и гламура его произведение спасло чудо. Это чудо - несомненный талант участников, и в первую очередь самого Вырыпаева. [...]
МАНЦОВ И. Страшно // Сеанс. 2006. N 29/30.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=9127
Док. 627764 Перв. публик.: 03.06.06 Последн. ред.: 03.06.10 Число обращений: 0
Вырыпаев Иван Александрович
|