В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Флейта Гамлета. Образы современного театра. Назад
Флейта Гамлета. Образы современного театра.
Володинские же сценарии отличаются от володинских пьес неуловимо, но существенно: у них иная тональность. Они написаны в мажоре. Вот первая фраза "Похождений зубного врача": "Райздрав помещался в белом доме, который возбуждал мысли о покое и выздоровлении или о несерьезной болезни, когда ты лежишь на белой постели и посматриваешь в окно". Эта бодрая интонация будет сопровождать героя - Чеснокова, районного зубного врача - во всех его последующих злоключениях. В этой бодрой авторской интонации для Чеснокова вся надежда: автор не подведет, уж как-нибудь там выручит - автор и выручает. Одновременно со сценариями А. Володин пишет воспоминания и называет их "Оптимистическими записками". А. Володин исходит, по видимости, из того, что человек, пока он живет, не вправе считать себя неудачником, а тем более считаться пессимистом. И хотя апологетом удачи А. Володин так и не стал и, разумеется, стать не мог, он заявил себя, в некоторых пьесах, сценариях и стихах, философом оптимизма.

"В поисках радости" или, иначе, "нечаянная радость" - его постоянный, генеральный мотив, волнующая тема. А. Володин - вдохновенный и тонкий поэт радости. [...]

А. Володин создает особый стиль улыбающегося гротеска, ироничного по отношению ко всяческому чрезмерному и сгущенному драматизму. В безвыходные ситуации А. Володин словно бы и не верит. Или, по крайней мере, не хочет их знать. Это не относится лишь к веселым и печальным "Похождениям зубного врача" - замечательной современной трагикомедии. Здесь типичная володинская коллизия: герой пробует идти против себя, потому что у него нет железной воли, чтобы отбиться. Кульминационный момент - восстание человека не против своих врагов, но против своего таланта, восстание чуть было не приведшее героя к катастрофе. [...] Сценарии Володина - это и сказка, это и "анекдот", ничего "скверного", мучительно-непереносимого в них нет, они не преследуют нас кошмаром. Наоборот, в памяти остаются музыкальные фразы - о "флейте" и о "виолончели", как после чтения Андерсена или Перро. [...] самое тонкое, что есть в сценариях,- мотив вины, мотив не осуществленного до конца призвания, мотив возраста.

ГАЕВСКИЙ В. Флейта Гамлета. Образы современного театра. / М., 1990.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=169

Док. 627746
Перв. публик.: 03.06.90
Последн. ред.: 03.06.10
Число обращений: 0

  • Володин Александр Моисеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``