В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Маленькие роли - беда или счастье Назад
Маленькие роли - беда или счастье
Как только я закончила ВГИК, Александр Петрович Довженко пригласил меня сниматься в своем фильме "Поэма о море", сказав при этом фантастическую по нынешним временам фразу: "Вы будете у меня сниматься. Прочтите сценарий и выберите себе роль". На следующий день я пришла и сказала, что хотела бы сыграть Марию Кравчину. К моему крайнему удивлению, Довженко согласился, и с его легкой руки я начала свою работу в кино ролью матери четырех детей. Так дальше и пошло: в каждой роли дети, гуси, коровы, трактора, хозяйство, заботы. Можно было отнестись к этому враждебно, как к вопиющей несправедливости - мол, что это они мне предлагают коров да гусей. Но я почему-то сразу подумала, что роли мои не случайные, и не пыталась возвыситься над ними в мечтах о прекрасном актерском будущем, которое ждет меня впереди, а старалась соотнести эти роли с собой, со своими актерскими данными, понять закономерность их появления именно в моей творческой судьбе и многое узнала о себе - о своих внешних данных, о жанровых своих возможностях. Так, с того далекого времени я привыкла трезво смотреть на себя, не слишком обольщаться, не ждать приглашения на роль леди Макбет или Марии Стюарт, а с огромным удовольствием и без разочарований делать то, что мне предлагают, отдавать своим маленьким ролям все, что я сегодня знаю и умею, ничего не пряча и не откладывая "на потом", на случай какой-нибудь невероятной роли. И думаю, что именно поэтому сам процесс творчества приносит мне подлинную радость, когда задуманное на экране получается, или искреннее огорчение, когда вижу, что не дотянула, когда хочется что-то исправить, сделать иначе, интереснее, глубже. Иными словами, радость творчества со всеми его победами, неудачами в полной мере знакома мне, чего, думаю, никогда бы не произошло, займи я позицию вечного ожидания, пока еще не подоспели главные роли.

К тому же хочу заметить, что хозяйство и вечные хлопоты не столь однообразный набор характеристик, если они, конечно, не становятся главным и единственным в образе, если за ними открывается еще и характер. А я всегда стремилась именно к этому, к обнаружению в роли человеческой сути, жизненной достоверности. Недавно, к примеру, на киностудии "Мосфильм" я сыграла небольшую роль - Евгеньиху в фильме "Близкая даль". Это все тот же знакомый мне тип русской женщины, силой и мужеством которой прочна жизнь на земле. Работящая, мудрая, веселая, все понимающая и добрая, она, как написала в своем стихотворении "Бабы" поэтесса Юлия Друнина:

...двухжильна, как Русь...

Надо - вспашет полмира,

надо - выдюжит бой.

...>

Вот, к примеру, Руфина из ленфильмовской картины режиссера Л. Менакера "Молодая жена". После смерти сестры она забирает свою племянницу к себе, так как считает, что с родной теткой, да еще в отдельной квартире с горячей водой, девочке будет гораздо лучше, чем в доме родного отца, который женился на молодой девушке. Эту девушку играет очень интересная молодая актриса Анна Каменкова.

Руфина в сценарии кажется несколько грубоватой и прямолинейной. Но на самом деле это совсем не так. Мне очень хотелось, чтобы в финале, когда моя героиня то ругается, то плачет от отчаяния, от бессилия и страха потерять девочку, зритель, может быть, неожиданно для себя, увидел в ней безмерно одинокую, тоскующую по теплу и ласке, по семье женщину, которая уже почти не верит в возможность своего счастья. А счастье для нее именно в ощущении нужности, необходимости своим близким, в хлопотах и заботах о них. В ней живет неудовлетворенная потребность быть верной и преданной родным людям. В общем, все то, что в достатке было у моих прежних героинь и что, казалось бы, лишало их покоя, делало их заполошенными, придавленными бытом, на самом-то деле и было тем, подлинным женским счастьем, которого оказалась лишена Руфина. Таким образом, в "Молодой жене" я, как бы от противного, вновь попыталась прийти к утверждению тех нравственных ценностей, тех душевных качеств, которые, на мой взгляд, столь важны для понимания характера русской женщины. И для меня уже было не столь существенно отсутствие в картине раздольного деревенского пейзажа, по-актерски привычного и располагающего к эмоциональному свободному движению в роли, - я сравнительно легко применилась к необходимости играть "по-городскому".

ВЛАДИМИРОВА В. Маленькие роли - беда или счастье // Искусство кино. 1981. N 3. С. 55-57.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=5713

Док. 627730
Перв. публик.: 03.06.81
Последн. ред.: 03.06.10
Число обращений: 0

  • Владимирова Валентина Харлампиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``