В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шервуд О. [Юрий Векслер] Назад
Шервуд О. [Юрий Векслер]
Сын ленфильмовского художника, с детства привыкший к бесконечным экспедициям, Юрий Векслер операторской профессии обучался не во вгиковской аудитории, а на съемочной площадке. Начинал учеником фотолаборанта в цехе комбинированных съемок, затем "вырос" до ассистента оператора. Когда Дмитрий Долинин снимал в 1960 году на "Ленфильме" свою первую короткометражку Собирающий облака, комбинатор Ю. В. "выдавал" кучу бумажных обрезков за прекрасное облако. А затем тот же Долинин перетянул Ю. В. к себе вторым, заменил собой вгиковского мастера и позже спровоцировал его абсолютно самостоятельную работу, хотя в титрах Семи невест ефрейтора Збруева они значатся оба: иначе система не позволяла человеку без специального образования стать оператором. Ю. В. был оператор от бога: темперамент, помноженный на интуицию, врожденную культуру взгляда и приобретенные знания плюс свобода. И он был создан именно для отечественной киношколы тех лет, когда изображение само по себе говорило правды больше, чем "идейное содержание". Осознавал первородство своей профессии в кино, но операторскую задачу понимал классически строго: видел ее в том, чтобы подчинить себя драматургии и раствориться в ней. Главным и самым сложным считал выбор крупности. Не скрывал пристрастия к портрету, крупному (порой казалось, чрезмерно крупному) плану. В актеров, которых снимал, влюблялся - и создавал их. Сочинял лица, в которых нет ничего однозначного. Виртуозно работал со светом - интерьерным, заоконным, уличным, предметным. Общая атмосфера объединяла пространства. Историческим фильмам, экранизациям предпочитал современность, даже острую социальность. Но рамки дозволенного в фильмах "на современную тему" (кроме Старшего сына и Отпуска в сентябре, сознательно снятых "антиэстетично", под документ) ему были всегда тесны.

Стал готовиться к собственной постановке по сценарию Алексея Германа и Светланы Кармалиты "Долгие ночные стоянки". История современная (с военными воспоминаниями) и полудетективная - речь шла о страшной тайне, которой пронизана жизнь героя.

Долинин считает, что Ю. В. был задуман как могучий, высокий человек, но из-за блокады не вырос. Энергия его распирала изнутри, он жил в несусветном напряжении всегда. Потому болел и самоедствовал, а щадить себя начал лишь в последнее время: хотел свое кино снимать. Гордый был, скрытный, разговорчивый, веселый, ироничный, грустный.

ШЕРВУД О. [Юрий Векслер] // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 1. СПб, 2001.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=153

Док. 627594
Перв. публик.: 02.06.00
Последн. ред.: 02.06.10
Число обращений: 0

  • Долинин Дмитрий Алексеевич
  • Герман Алексей Георгиевич
  • Векслер Юрий Абрамович (Аркадьевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``