В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анимационные фильмы Оксаны Черкасовой.... Назад
Анимационные фильмы Оксаны Черкасовой....
Анимационные фильмы Оксаны Черкасовой, как ни странно, любят показывать на различных фольклорных симпозиумах и ученых конференциях, хотя трудно представить себе более несовместимые вещи, чем строгий научный инструментарий и зыбкий эмпирический мир ее мультипликационных сочинений. Фольклор для О. Ч. - не кладовая причудливых диковин, равно как и О. Ч. для фольклора - не восторженная ценительница посконно-домотканной экзотики. Обладая безукоризненным слухом на подлинное, умея отличать наивный "голос" одной природной жизни от другой, протекающей в иных краях и разъясняющей себя иными художественными средствами, О. Ч. отдает предпочтение северному - прежде всего чукотскому - народному творчеству: частушке, плачу, заговору, оберегу. Уже в дипломе Кутх и мышь она ловко и совершенно по-особому обработала сказочную прибаутку, придав ей игриво-лирический настрой, и впоследствии совершенствовала это свое умение в работе над Бескрылым гусенком, Делом прошлым, Племянником кукушки и Нюркиной баней: все фильмы знамениты, все как один с пристрастием изучаются студентами-аниматорами в качестве классических образцов. О. Ч. нашла себя в счастливом и, увы, недолгом соавторстве с драматургом Надеждой Кожушаной, а также в работе с художниками Валентином Ольшвангом и Андреем Золотухиным, каждый из которых, пройдя черкасовскую школу, ныне делает свое анимационное кино. Кожушаная населила ее фильмы существами-характерами, придумав маленького бескрылого птенца, сказочную кикимору-озорницу, перебравшего в бане жениха. А Ольшванг с Золотухиным помогли насытить кадр той визуальной энергетикой, что пульсирует в ее фильмах, создавая ощущение сбившегося от волнения дыхания.

Недавно чукчей и нивхов в воображении О. Ч. потеснил Пушкин: в ее новом фильме, возрождающем "хржановскую" традицию оживления пушкинской графики, солнце русской поэзии предстает героем докучливого светского шушуканья.

Далее должен настать черед папуасов и полинезийцев: режиссер начинает работать над фильмом о Миклухо-Маклае, где, как и в Вашем Пушкине, жанру биографического портрета намерена предпочесть анимационно-документальную фантазию.

Лариса Малюкова



Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1028

Док. 627459
Перв. публик.: 01.06.01
Последн. ред.: 01.06.10
Число обращений: 0

  • Черкасова Оксана Леонтьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``