В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О киноактрисах обычно говорят.... Назад
О киноактрисах обычно говорят....
О киноактрисах обычно говорят: "Она с детства мечтала сниматься а кино". О Людмиле Шагаловой этого не скажешь. Она не мечтала сниматься - она снималась.

А получилось это совершенно случайно. В школу, где училась Люда, приехали незадолго перед тем вернувшиеся в Москву с Северного полюса герои-папанинцы. Вместе с ними прибыли и кинохроникеры. Через несколько дней Люда увидела себя в киножурнале. Ее сняли в момент, когда она по поручению своего класса, 6-го "А", приветствовала дорогих гостей. В первый момент девочка была ошеломлена, даже голоса своего не узнала - так взволнованно и проникновенно звучали с экрана ее по-детски непосредственные слова.

Этот же киножурнал видел известный (ныне покойный) кинорежиссер Я. Протазанов. Он тогда как раз готовился к постановке фильма о школьниках-пионерах и предполагал на главную роль пригласить профессиональную актрису. Но та задорная, похожая на мальчишку, чуть растерянная в торжественной обстановке шестиклассница, которую Протазанов увидел на экране, заставила его изменить решение.

И вскоре Люда оказалась на киностудии.

Режиссер не ошибся. Маленькая "актриса", живая и непосредственная, как-то удивительно легко и просто держалась перед съемочной камерой. Она не играла - она жила в образе. Казалось, между Людой и ее героиней не было никакой разницы: одногодки, школьницы-пионерки, обе озорные, задорные, веселые. Даже фамилия девочки на экране была та же - Шагалова, и почти то же имя - Леля (это придумал режиссер).

Когда съемки фильма "Семиклассники" были окончены, Я. Протазанов, прощаясь с Людой, полушутливо, полусерьезно (он всегда так разговаривал с ней) сказал: "Ты, кнопка, будешь артисткой". Опытным глазом художника режиссер разглядел в Людочке искру таланта.

Так началась кинематографическая биография Людмилы Шагаловой. Сразу же после "Семиклассников" Люда собрала в Московском доме пионеров группу сверстников и организовала кинематографический кружок. Ребята собственными силами отсняли документальный фильм. В "Артеке"...

Люда была режиссером и исполнителем главной роли.

Мысль о кино, страстное желание отдать любимому искусству все свои силы и способности с годами все более крепли. Эта мысль не оставляла Людмилу и тогда, когда она работала дежурным комендантом на военном заводе, эвакуированном на восток в годы войны; и позже, когда она поступила в Институт иностранных языков. Вот почему, узнав, что в Москву вернулся из эвакуации Институт кинематографии, Людмила без колебаний подала документы и была принята на актерский факультет, в творческую мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой.

Начались годы упорной, творческой учебы.

...Людмиле хорошо запомнился день, когда писатель Александр Фадеев читал у них на факультете отрывки из своего нового романа "Молодая гвардия". Величие патриотического подвига молодогвадейцев до глубины души взволновало слушателей. Мечта об участии в фильме, воспевающем силу духа молодых героев Краснодона, властно завладела всеми помыслами будущей актрисы и ее товарищей по институту.

Творческий студенческий коллектив возглавил известный кинорежиссер С. Герасимов. Шагаловой поручили роль Вали Борц. Началась напряженная, волнующая, нелегкая, запомнившаяся на всю жизнь творческая работа - первая самостоятельная работа над ролью. На съемках в Краснодоне Людмила познакомилась с самой Валей Борц. Девушки крепко подружились. В бесконечных беседах проводили они долгие часы.

Актриса была счастлива: перед ней была ее героиня, обыкновенная, скромная девушка и вместе с тем - человек большого, мужественного сердца, полного беззаветной любви к Родине. [...]

Образ Вали Борц из фильма "Молодая гвардия" во многом определил творческое лицо актрисы. Ее героиней отныне становилась обычная советская девушка, простая и непосредственная, подчас озорная и веселая, нередко ошибающаяся, но всегда удивительно чистая в своих помыслах и поступках, всегда мужественная, самоотверженная, бесконечно преданная делу коллектива.

Именно такими были созданные Шагаловой образы: и Катя Сенцова в фильме "Верные друзья" (режиссер М. Калатозов), и Настя Буланова в фильме "Они спустились с гор" (режиссер Н. Санишвили), и Людмила Иркутова в фильме "Дело N 306" (режиссер А. Рыбаков).

Простота, непосредственность, правдивость - вот к чему прежде всего стремится Шагалова в своих ролях. Для нее чрезвычайно важно всегда, как она говорит, "чувствовать себя удобно в образе" [...].

Так она сама, решительно отвергнув уже приготовленную куклу, которая должна была заменить ее в опасном эпизоде, бросилась наперерез мчащемуся табуну коней. Именно поэтому столь сильно и убедительно выглядит в фильме "Верные друзья" эта напряженная сцена.

Она сама, снимаясь в фильме "Дело N 306", выучилась водить машину и продемонстрировала за рулем высокий класс.

Героини ее всегда отважны и мужественны. И актриса не желает отставать от них.

Недавно мы познакомились с двумя новыми работами Шагаловой. В фильме режиссера А. Бергункера "Рядом с нами" она играет роль молодого врача Нины Королевой, приезжающей из столицы в провинциальный городок к своему мужу. В фильме режиссера А. Рыбакова "Цель его жизни" ею создан образ простой, любящей женщины Нины Костровой - жены летчика-испытателя.

Обе эти роли убедительно показывают широту творческого диапазона актрисы. Веселая, озорная, отчаянно смелая девушка, которую она играла раньше, сохранив духовную чистоту и непосредственность, вместе с тем предстала в новом качестве: актриса показала нам женщин, умеющих чувствовать сильно и глубоко, убедительно рассказала об их горестях и радостях, раскрыла большой и сложный внутренний мир человека.

ПАЛАМАРЧУК Г. Людмила Шагалова // СЭ. 1957. N23.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=2417

Док. 627431
Перв. публик.: 01.06.80
Последн. ред.: 01.06.10
Число обращений: 0

  • Шагалова Людмила Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``