В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Двадцать первая роль. Назад
Двадцать первая роль.
Медленно движется поезд - "Самый медленный поезд". Среди многих героев фильма есть она - артистка!

Эстрадное платье - на гвоздь, чтобы не мялось, найдено удобное место аккордеону, несколькими ироническими замечаниями поставлены на свои места случайные попутчики. Все в порядке, образ готов - бравая фронтовая певичка.

"Зачем Ляля согласилась играть это? Ни глубины, ни движения образа, как-то все поверхностно", - досадую я про себя, - и вдруг!...

Ей преподносят несколько трогательных подснежников, и перед нами происходит нечто неожиданное, необыкновенное, перед нами - трепетная душа человеческая.

Принимая цветы, Людмила Шагалова - это она играет в фильме актрису - произноси слова: "Спасибо! Это лучший букет в моей жизни". Пауза. Крупный план. Стремительно летят кинематографические секунды. Заблестели глаза от набежавших слез, в них грусть (в начале фильма ею брошена фраза: "Знаменитая. В своей квартире"). Мелькнула боль, чуть-чуть (что это? Плач по неудавшейся артистической судьбе?) Еле уловимое движение глаз, в уголках губ - и лицо изменилось: оно озарено ярким светом, какое-то новое выражение у него - радость? Взгляд напряжен, как будто она во что-то вглядывается. Может быть, она видит лес, костер, себя - она в эстрадном платье под собственный аккомпанемент аккордеона поет бойцам о землянке, огоньке, черных глазах; конец песни - и гром аплодисментов обрушивается на нее. Какое чудесное воспоминание... Что-то чуть дрогнуло в лице от смущения, от испуга, что все увидели ее торжество. И как бы оправдывая свою радость, она заключает целую гамму чувств и состояний словами: "Правда, их было не так уж много".

Вот сколько может рассказать Людмила Шагалова, на несколько секунд завладев экраном. Крупный план - могучее выразительное средство в кино. И я беру на себя смелость сказать, что мастерство владеть крупным планом у Л. Шагаловой огромно и совершенно.

Находясь долгое время рядом с Шагаловой - мы вместе снимались в фильме "Женитьба Бальзаминова", я видела, как кропотливо и вдумчиво работала она над своей двадцать первой ролью. Однажды, войдя в гримерную, я увидела в зеркале "недогримированную" Шагалову. Она сидела вся как-то нахохлившись, поджав губы, чуть-чуть искоса, исподлобья взглядывая на меня. Я даже остановилась - чем это она так обижена или расстроена? Глаза потухшие, скучные и какие-то очень уж постаревшие. Мне стало немного грустно, и я вышла из комнаты. Уже на пороге, взглянув в зеркало, я вдруг увидела лукавый, блестящий, страшно заинтересованный взгляд - наши глаза встретились, и от неожиданности я расхохоталась, показала ей большой палец: "вот так сыграла!".

И это "вживание" в образ, приготовление происходило каждый раз, перед каждой съемкой. Огромная воля, сосредоточенность у нее: ни на минуту не отвлечется 8-10-12 часов подряд.

Сыграла старуху не в одном статичном кадре, а на протяжении всего фильма, в беспрерывном движении образа [...]. Тонкое чутье актрисы помогает Шагаловой быть органичной в очень смешных, почти эксцентричных ситуациях. По крупице собирает она все, что тонко потом вплетается в психологический рисунок роли.

В сценарии написано: проход - Бальзаминовой с сыном, без слов. А в пьесе Островского Бальзаминова в это время обучает сына французским словам.

И вот Шагалова убеждает режиссера К. Воинова вернуть ей эту деталь. И простой информационных проход (идут свататься) заискрился чудесными красками.

Бальзаминова обучает сына с неподдельной детской искренностью, одновременно огорчаясь его произношением и приходя в азарт, когда она сама произносит разные французские словечки. И перед нами возникает прелукавейшая старушенция Бальзаминова. А уж плача Бальзаминовой, ее старых, каких-то вылинявших жалких глаз никогда не забудет зритель. [...]

О чудесных "шагаловских" глазах писалось в многочисленных рецензиях, посвященных спектаклю "Три солдата", поставленному на сцене бывшего Театра-студии киноактера в 1943 году. Ее первое серьезное (еще девочкой она снималась в кино у режиссера Протазанова) появление на экране в роли Вали Борц в фильме "Молодая гвардия" было отмечено государственной премией.

Среди ролей, сыгранных Людмилой Александровной Шагаловой, - девочка-пастушок Дуся ("Ровестник века"), маменькина дочка Людмила Иркутова ("Дело N 306"), журналистка Наташа ("В поисках адресата"), лаборантка Настя ("Они спустились с гор"), ученая-ботаник Нина Платоновна ("Не имей сто рублей") и др. Игра Шагаловой, я бы сказала, радостная и дерзкая, всегда отмечена новизной и свежестью. Можно смело говорить об удачном слиянии таланта, мастерства, жизненного опыта, тонкого чутья и огромного трудолюбия.

КОНЮХОВА Т. Двадцать первая роль. М., 1965.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=2417

Док. 627430
Перв. публик.: 01.06.80
Последн. ред.: 01.06.10
Число обращений: 0

  • Шагалова Людмила Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``