В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
...Борис Щербаков `в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес`... Назад
...Борис Щербаков `в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес`...
Атлетическое сложение, волевое открытое лицо, обаятельно окрашенный баритон - Борис Щербаков "в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес", а в родных осинах ему достались эрзац-герои сперва советского, а потом постсоветского времени. Зато в изрядных количествах и почти всегда главные. Он, конечно, очень народный артист; любимец публики, идеальный образ. Тот самый советский или русский, каким советский или русский человек хотел или хочет себя видеть. Сильный, честный и мужественный. До перестройки Б. Щ. довелось сыграть в бондаревском Береге альтер-эго его автора, популярного романиста и депутата, совместившего в себе ортодоксальность госидеологии и человечность экспортно-выездного "инженера человеческих душ". Кстати, в названиях его фильмов до странности часто встречается слово "берег" (детское кино Тихие берега, комедия Берега, кинороман Берег и другой кинороман Берега в тумане); здесь определенно просматриваются ассоциации, которые вызывает Б. Щ. у режиссеров: он желанен, как берег и надежен, как берег, он приманит (зрителей и особенно зрительниц) и вытянет (любую роль). Недаром, снявши раз, его стараются не выпускать из рук: Б. Щ. стал талисманом для Владимира Наумова (Десять лет без права переписки, Белый праздник), к нему в фарватер подстроился Анатолий Эйрамджан. А Эльдар Рязанов пригласил Б. Щ. в Привет, дуралеи!, где он вновь вышел советским положительным (на которого можно положиться) героем в сомнительной постсоветской версии. В девяностые годы Б. Щ. стал одним из самых снимающихся актеров, но много ли ему от того радости? Как ни ряди, но профессионально работа в алово-наумовском Береге была все же несравнимо значительней ролей во Взбесившемся автобусе, Кодексе бесчестия или Женихе из Майами. К счастью, Б. Щ. рано подводить итоги, а то ведь грустным символом его нынешней востребованности послужил бы персонаж из Барханова и его телохранителя - бандюг, воспевающий в стихах свою деятельность: "Сижу в авто, в кармане ствол..."

Нина Цыркун



Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1079

Док. 627426
Перв. публик.: 01.06.01
Последн. ред.: 01.06.10
Число обращений: 0

  • Щербаков Борис Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``