В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Устав дозорной службы Назад
Устав дозорной службы
[...] Елена Афанасьева. А кой черт занес вас на эти галеры?

Константин Эрнст. С годами убеждаешься в правоте банальной истины: если вы не занимаетесь политикой, то политика занимается вами. И чтобы на ОРТ не прислали комиссара в пыльном шлеме, я решил заткнуть эту пробоину сам. Самолеты пилотируют не их владельцы, а летчики, и телевидением должны руководить телевизионщики. Это полезнее не только для телевидения, но и для политики.

[...] Е. А. Но кроме собственного публичного образа, есть еще и образ компании, о котором генеральный директор не может не думать.

К. Э. Телевидение - настолько мощный медиум, что его образ зависит только от него самого, а не от имиджа, создаваемого другими СМИ. Да, сезон 1999-2000 годов для ОРТ был не самым удачным. Да, канал требует обновления. Но, надеюсь, вы заметили, что его образ меняется. И это ощущение должно усиливаться с каждой следующей неделей. Вне зависимости от того, как будет писать об этом пресса.

Е. А. Но такое несколько отстраненное отношение к образу компании играет на руку версии, что ОРТ было изначально создано как большая политическая дубинка, а все, что не касается политической составляющей новостей, в расчет не берется.

К. Э. Одна из моих главных задач на ближайший сезон (а может, придется заниматься этим дольше) - сформировать четкое представление о том, что ОРТ - это не дубинка! ОРТ всегда было и есть телевидение для людей. Наш зритель любит и смотрит нас не из-за политики и не вопреки ей. Мы сохраняем баланс, необходимый обществу. Никогда не было так, чтобы вокруг политической составляющей была гулкая пустота. Мы выдаем в эфир только высококачественный продукт. Все наши программы - "Время", "Поле чудес", "Цивилизация", "Человек и закон", "Жди меня", "Клуб кинопутешественников", "Взгляд" - и наши новые сериалы - о людях и для людей.

[...] Е. А. Вы для себя определяли параметры: "Я работаю до тех пор, пока..."

К. Э. ... пока мне интересно, хватает сил и способностей.

Е. А. Вам кто-то может отдать распоряжение в приказательной форме?

К. Э. Приказывают в армии, а у нас служба гражданская.

Е. А. А вы своим сотрудникам приказываете?

К. Э. Да. Мы демократию защищаем, но не практикуем. [...]

АФАНАСЬЕВА Е. Константин Эрнст: "Чтобы на ОРТ не прислали комиссара в пыльном шлеме, я решил заткнуть пробоину сам" // Новая газета. 2000. 27 нояб.



Нина Нечаева. Константин Львович, зачем вам и вашему заму по кинопроизводству и кинопоказу Анатолию Максимову понадобилось снимать фильмы для кинопроката? Что, теленачальникам не хватает своих проблем?

К. Э. Мы с Максимовым теленачальники, которые страшно любят кино, всегда хотели им заниматься, а на телевидение попали в общем-то случайно. Поэтому мы всегда старались снимать художественные фильмы для театрального показа. Сделали ленты "Мама", "Блокпост", "Особенности национальной охоты в зимний период"... Теперь вот "Ночной дозор".

Н. Н. Так сказать, идете на поводу своего хобби? Используете служебное положение в личных целях?

К. Э. Когда мы начинали делать фильмы, проката в России просто не существовало. Во всех бывших советских кинотеатрах были мебельные или автомобильные салоны. А в те кинотеатры, где фильмы еще крутились, с отечественной лентой невозможно было пробиться. Поэтому мы снимали художественные фильмы и показывали их по телевидению. Чтобы таким образом поддерживать у зрителей интерес к отечественному кино. Это были совершенно некоммерческие проекты.

Н. Н. Но сейчас-то ситуация иная, а фильмов вы снимаете все больше и больше.

К. Э. В последние три года появилось много кинотеатров мирового уровня, а не тех, где вместо того, чтобы смотреть фильм, ты все время думал, что сейчас тебе дадут по шее. Люди начали понимать, что увидеть фильм в кино и по телевидению - две большие разницы. Я настаиваю на том, что фильмы надо смотреть в кинозале, просмотр по телевидению - эрзац. Дома вы никогда не получите от картины того удовольствия, что в кинотеатре. Естественно, когда прокат возобновился и стал экономической категорией, мы поняли, что нам пора снимать от трех до пяти картин в год специально для театрального показа. Мы будем стараться делать на основе этих картин сериалы, но некоторые фильмы мы позиционируем как ленты только для кинотеатров.

Н. Н. В чем смысл?

К. Э. Если аудитория Первого канала очень широкая - зрители от четырех до ста лет, то в кинотеатры ходят в основном люди в возрасте от пятнадцати до тридцати пяти, причем мужчины в этой аудитории преобладают. Поэтому продукт, успешный в кинотеатрах, зачастую отличается от продукта, успешного на телевидении. "Ночной дозор", я надеюсь, очень хорошо пройдет в кинотеатрах, но никаких гиперрекордов от показа его по телевидению мы не ожидаем, потому что для телевизионной аудитории он весьма радикален.

[...] Н. Н. При таком пиаре, который устроил своему детищу Первый канал, лента просто не сумеет провалиться в прокате.

К. Э. Просчитать успешность проекта невозможно. В Голливуде из десяти картин семь не возвращают в прокате затраченных на них денег, две выходят в ноль, и только одна дает бомбовую прибыль. Даже выдающиеся продюсеры Стивен Спилберг и Джерри Брукхаймер иногда ошибаются в своих прогнозах. Для успеха надо угадать, что в тот момент, когда фильм будет готов, люди захотят смотреть.

[...] Н. Н. А почему вы обратились именно к жанру фэнтези? У вас ведь есть уникальная возможность поддержать арт-хаусное кино, дать возможность снимать новым Тарковским, Калатозовым...

К. Э. При всем уважении к творчеству Тарковского и других наших гениев сейчас люди ходят на кино другого типа. Для того чтобы они услышали рассказанную тобой историю, ее моральный или идеологический посыл, они должны ее получить в яркой и звонкой упаковке. Помимо нас есть огромное количество студий и компаний, которые делают арт-хаусное кино. А мы работаем в первую очередь с огромной аудиторией Первого канала. Нам интересны эксперименты, которые считывают большие аудитории. А подростки 15-18 лет, к сожалению, не будут смотреть арт-хаусные фильмы. Это не их язык. Они до такого кино еще не доросли. И поэтому некие модели правильного поведения - как быть хорошим парнем, как поступать правильно в сложной ситуации - они могут воспринимать только в облатке аттракциона. А жанр фэнтези - прекрасная основа для создания блокбастера.

Н. Н. То есть телевизионные законы, когда всем правит рейтинг, вы перенесли и в кино?

К. Э. Я этого и не скрываю. Нам интересны фильмы, привлекающие как можно больше внимания. Кроме того, будучи телевидением, мы не можем позволить себе терять деньги на кинопроекте. Я как Генеральный директор могу разрешить своей компании снимать фильмы для кинотеатров только в том случае, если затраченные деньги вернутся и еще что-нибудь заработают для других наших проектов. Есть и еще одна причина, по которой телеканалу выгодно участвовать в съемках кино. Легче самому быть игроком кинорынка, чем торговаться с другими телеканалами при покупке фильмов. Если телеканал вкладывает средства в картину, он навечно получает права на ее телевизионный прокат и к тому же может заработать деньги на ее показе в кинотеатрах и продажах на видео и DVD. Это современная, перспективная, каноническая модель взаимоотношений телеканала и кинематографа. Благодаря такой политике на Первом канале в новом сезоне будут практически все самые яркие отечественные кинопремьеры: "Свои" Дмитрия Месхиева ("Золотой Георгий" XXVI ММКФ), "Папа" Владимира Машкова (приз зрительских симпатий - тоже на последнем ММКФ), "Водитель для Веры" Павла Чухрая ("Золотая роза" "Кинотавра"). Во всех них финансово участвовал Первый канал, хотя непосредственно мы с Максимовым их и не продюсировали. Покажем мы и свои фильмы: "Турецкий гамбит" Джаника Файзиева и "Статский советник" Филиппа Янковского.

Н. Н. Значит ли это, что российских фильмов в вашем эфире теперь будет больше, чем зарубежных?

К. Э. Мне чудовищно жалко денег, посланных в Голливуд. Свои деньги они и без нас соберут. Мы предпочтем эти деньги вложить в русское кино, постепенно вытесняя объем американского кино из нашего телевизионного эфира. Поэтому "Ночной дозор" был для нас в этом смысле очень важным экспериментом. Попыткой сделать первый российский фильм, способный конкурировать с американскими блокбастерами.

Н. Н. К захвату кинотеатров тоже готовитесь?

К. Э. Думаю, в театральном прокате это вытеснение произойдет не скоро. Хотя наши зрители хотят видеть фильмы, конкурентные американской продукции: такие же красивые, захватывающие истории, снятые с таким же размахом и великолепным звуком. А если в них еще сыграют русские актеры, такие фильмы могут быть более успешными, чем американские блокбастеры. Я в этом убежден, но должно пройти время.

Н. Н. А не проще добиться квотирования в показе американских фильмов в российском прокате?

К. Э. Мы против квотирования. Не надо ничего ограничивать искусственно. Слава богу, производство фильмов в России пока стоит на несколько порядков дешевле, чем в Голливуде. Давайте воспользуемся этой ситуацией и попробуем за меньшие деньги создавать эквивалентное качество. В России масса талантливых людей - блестящих операторов, монтажеров и художников по спецэффектам. Я считаю, если "Ночной дозор" соберет в прокате пять с половиной миллионов долларов, его главная миссия будет выполнена: он продвинет вперед российскую киноиндустрию.

Н. Н. Даже так?..

К. Э. Да, и не как продукт Эрнста, Максимова и Бекмамбетова или продукт Первого канала, поверьте, говорю совершенно искренне, а как продукт, благодаря которому инвесторы поймут, что стоит вкладывать деньги в российское кино, потому что деньги эти возвращаются с прибылью. Да и зрители заинтересуются. Нам, конечно, не удастся перебить показатели проката "Властелина колец: Возвращение короля", но "Дозор", я уверен, окажется интереснее двадцати - тридцати американских фильмов с большим бюджетом. У нас уже есть прецедент: наши "72 метра" обошли многие западные картины. Как и фильм "Антикиллер-2", в котором мы тоже участвовали.

Н. Н. Кстати, о "72 метрах". Вы делали его по той же схеме: сначала фильм, потом при удачном прокате - сериал?

К. Э. Нет, сначала мы хотели сделать и фильм, и сериал. Нам казалось, что эта история скорее для телевизионной аудитории. Но когда отснятый материал стал собираться, мы подумали, что у него есть перспектива в прокате. Сделали предложение прокатным компаниям, решив, что любой, кто предложит сделать больше ста копий, получит картину для проката. И компания "Гемини Фильм" предложила. Мы очень довольны работой с ними, их немецкой педантичностью в отчетности.

Н. Н. Правда, что, прокатывая "72 метра", вы разработали какую-то хитрую систему нейтрализации кинопиратов?

К. Э. Мы понимали, что после ударной рекламы картины по телевидению пираты подсуетятся и выбросят на рынок левые кассеты. Ну и начали методично отслеживать их продукцию. Договорились о помощи с отделом по борьбе с экономическими преступлениями, а наши сотрудники получили задание искать в киосках и на развалах пиратские копии "72 метров", им помогали знакомые и друзья. Мы встретились с дистрибьюторами и сказали: ребята, не делайте пиратских копий, мы очень скоро отдадим вам релиз по низкой цене. Наши DVD стоили меньше 300 рублей. И главный рекорд "72 метров" не в том, что они собрали 2,7 миллиона долларов в прокате, а в том, что на данный момент продано триста тысяч DVD.

[...] Н. Н. Над какими жанрами, кроме фэнтези, собираетесь работать?

К. Э. Блокбастеры можно делать и на основе событий Великой Отечественной войны. У нас будет такой проект. Есть план снять "Цусиму" и фильм о войне 1812 года с подлинной историей Бородинской битвы.

Н. Н. Вы вроде собираетесь и "Анну Каренину" экранизировать. Из нее тоже блокбастер делать будете?

К. Э. Это в первую очередь телевизионный проект, а фильм для театрального показа будет побочным продуктом. Поэтому "Каренина" не позиционируется как блокбастер. Здесь главными будут драматургия и игра актеров. А в блокбастере должен быть еще аттракцион. Делать же аттракцион из укладывания головы на рельсы мы не станем. Но фильм для кинопроката все-таки сделаем, хотим посмотреть, как он сработает в кинотеатрах. В том, что на телевидении у него будет высокий рейтинг, мы не сомневаемся. Общеизвестно, что "Анна Каренина" и "Преступление и наказание" - два самых популярных сюжета русской классической литературы.

Н. Н. Оказалось, что и сюжет "Идиота" тоже очень популярен!

К. Э. Успех "Идиота" был вызван новизной забытого жанра экранизации классической литературы. Но я уверен, что, например, телеверсия "Бесов" успеха иметь не будет. Кто бы ни снимал. Потому что новизны уже нет. Зрители скажут: "Идиота" мы смотрели, "Бесов" можно не смотреть. А "Каренина", хотя боюсь, покороблю многих интеллигентных людей, довольно попсовое произведение классики. Оно легко считывается как некая затейливая мелодрама.

Н. Н. А криминальный жанр? Ответ второй кнопке не готовите? Что-нибудь уровня "Бригады"?

К. Э. Не готовим. Об этой теме мы предпочитаем рассказывать так, как делали это в "Убойной силе" и "Участке". И, кстати, зрители нас поддерживают - оба сериала показали рекордные рейтинги.

Н. Н. В вашем "Ночном дозоре" тоже крови и жестоких сцен немало...

К. Э. Но это не телевизионное кино. Фильмы для театрального проката во всем мире снимаются по другим правилам. К тому же кровь в "Дозоре" - это зримый образ энергии.

[...] Собственно, я поэтому и зацепился за "Дозор", что Сергей Лукьяненко создает в нем другой мир. Хороших сценариев сегодня очень мало. Людей, которые могут их регулярно писать, еще меньше. Я считаю, что по-прежнему сценарий - это самая большая проблема российского кино.

Н. Н. А режиссеров хороших много?

К. Э. Катастрофически мало. Что же касается основной массы, хотелось бы, чтобы эти режиссеры работали над проектами для других каналов. Единственный режиссер, с которым я хотел запустить этот фильм, - Тимур Бекмамбетов. Я смотрел все, что он делает, - от рекламы "Империала" и клипов Юлии Чичериной до фильма "Гладиатрикс", который он снимал для Роджера Кормана. И считал, что только Тимур сможет поставить этот фильм. И не ошибся! [...]".

НЕЧАЕВА Н. Устав дозорной службы [Инт. с Константином Эрнстом] // Итоги. 2004. 6 июля

06.07.2004
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1083

Док. 627403
Перв. публик.: 06.07.04
Последн. ред.: 31.05.10
Число обращений: 0

  • Эрнст Константин Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``