В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Липина: Транспортная система Северокавказского региона: безопасность и развитие Назад
Светлана Липина: Транспортная система Северокавказского региона: безопасность и развитие
26 мая 2010 года НО "НААФ" и Комитет Государственной Думы по безопасности выступили организаторами Международной конференции "Современные технологии безопасности на транспорте", состоявшейся в рамках форума "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма". Конференция прошла в Государственной Думе. В обсуждении вопросов приняли участие российские и зарубежные эксперты, представители законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, научных и учебных заведений. Речь на конференции шла о проблемах транспортной безопасности и путях их решения Рекомендации семинара будут направлены в парламентские комитеты, министерства и ведомства для рассмотрения в соответствии с компетенцией и использования в работе.

Доклад Липиной С.А.

Добрый день, уважаемые коллеги и единомышленники!

В процессе рыночного реформирования республик Северного Кавказа важным фактором их интеграции в единое экономическое пространство и крупномасштабные структуры вновь образованного Северо-Кавказского округа является сопредельность границ и общность хозяйственной специализации в рыночно обновляющейся системе межрегионального разделения труда и трансформирующейся схеме размещения и развития производительных сил.

Став приграничной территорией, приняв на себя миссию транснационального центра, представляющего и отстаивающего геополитические позиции страны в евроазиатском узле, Северокавказский регион стал главным форпостом России перед дугой политической нестабильности, пролегшей по южным рубежам, где напряжение не утихает до сих пор.

Говоря об интеграционном потенциале субъектов Северного Кавказа, следует подчеркнуть масштабность решения многих стратегических задач, требующих объединения общих усилий. переплетения коренных национальных интересов, влияющих на ход экономической и страновой политики. Началом экономического подъема всех субъектов Северо-Кавказского региона должно стать опережающее развитие ключевых инфраструктурных отраслей транспорта и топливно-энергетического комплекса, которые являются стратегическими ориентирами развития "точек роста" и потенциальных кластеров в регионе.

В "Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года" (1) отмечено, что в Южном федеральном округе транспорт является одной из важнейших отраслей экономики и его развитие осуществляется в целях "развития транспортной системы регионов округа, особенно Чеченской Республики и других республик Северного Кавказа, для повышения темпов их социально-экономического прогресса и увеличения объемов межрегиональных связей".

При этом, одной из ключевых задач является транспортное обеспечение растущих объемов внешней торговли страны и международного транзита. Это, прежде всего, связано с развитием морских и наземных коммуникаций евро-азиатского транспортного направления Север - Юг, увеличением переработки внешнеторговых грузов в российских морских портах Черного и Азовского морей, активизацией международного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и Организации Черноморского экономического сотрудничества, формированием на территории округа крупных транспортно-логистических узлов - в целях реализации их транзитного потенциала.
Для обеспечения бесперебойных межрегиональных связей всего Юга России с государствами Закавказья необходимы дальнейшая реконструкция и развитие автомобильных дорог от магистрали "Кавказ"( г. Беслан) через Нижний Ларс (Крестовый перевал), Алагир и Нижний Зарамаг (Рокский тунель) - проект "Южные ворота". Кроме того, "Транспортной стратегией России" предусмотрено строительство уникального тоннеля через Шаумяновский перевал, который не только свяжет столицу Адыгеи г.Майкоп с Черноморским побережьем, но и будет иметь важное стратегическое значение для всего Северного Кавказа.

В этой связи целесообразна реализация комплекса инвестиционных мероприятий, направленных на прохождение международных транспортных коридоров в направлениях "Восток-Запад" и "Север-Юг" на территории региона по пути исторически сложившегося транзитного коридора между Каспийским и Черным морями из Азии в Европу, через Закавказье на Ближний Восток. Развитие на территории региона улучшенной автодорожной сети сможет соединить все крупные населенные пункты, в частности, реконструкция трассы М-29 "Кавказ" (Краснодар - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой). Соединение всех железнодорожных путей общего пользования определит предпосылки для превращения Северокавказского округа в составную часть транспортных коридоров "Север - Юг" и "Азия - Европа".

Достижению интеграционных целей будет способствовать создание скоростных железнодорожных и автодорожных направлений, повышение пропускной способности всех видов транспорта, включая строительство новых железных и автомобильных дорог, создание на территории округа транспортно-логистической инфраструктуры. Для развития местных воздушных перевозок необходимо развитие сети аэропортов, связующих округ с другими регионами - в Минеральных Водах, Махачкале, Нальчике, Владикавказе, Майкопе, Магасе и Грозном.

Восстановление регулярного воздушного сообщения с Москвой, регионами России и некоторыми городами мира является не только важной геополитической задачей, но и символом стабилизации обстановки на Северном Кавказе.

Поэтому важно определиться с главными приоритетами развития территории, уловив тенденции и ориентиры соседствующих регионов, определяющие их будущий экономический облик, где основными будут:

- формирование общего цивилизованного регионального рынка, конкурентоспособного не только в рамках трансрегионального обмена, но и в международных экономических связях на мировом рынке;

- создание опорной сети, которая бы связывала территориально-хозяйственные комплексы субъектов федерации (агрохолдинги, МТК, промышленные группы, узловые производственно-хозяйственные структуры) в схеме размещения и развития производительных сил как Юга России, так и страны в целостную экономику региона;

- развитие производственной инфраструктуры регионального хозяйственного комплекса (транспортных коридоров, интермодальных терминалов, информационно-компьютерных сетей, систем телекоммуникаций и др.).

Для естественно-монопольного бизнеса, каковым сегодня являются распределение и передача электроэнергии, характерен эффект масштаба: чем крупнее компания, тем ниже удельные издержки на производство, тем выгоднее потребителю. Не менее важно и технологическое единство, которое складывалось годами: электросетевые предприятия Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии в течение десятилетий развивались в едином комплексе со Ставропольской энергосистемой, прочные технологические связи всегда существовали между энергосистемами Чечни, Ингушетии и Северной Осетии.

Сегодня ОАО "Южной сетевой компании" переданы полномочия единоличного исполнительного органа 11 акционерных обществ на территории восьми субъектов РФ - от Дагестана, Чечни, других Северокавказских республик до Ставрополья и Калмыкии. Создание "Южной сетевой компании" - закономерный этап межрегиональной интеграции. Каждая управляемая энергокомпания работает в специфических условиях, и для достижения главной цели - повышения надежности электроснабжения территории, где проживает 8,6 млн человек, -им потребуется решать различные по сути, но одинаково сложные задачи. И если будет взаимодействие органов власти и самих компаний, будет обеспечен успех в деле межрегиональной интеграции.
Интеграционный потенциал республиканских экономик требует решения не только важнейших стратегических задач по обеспечению экономической (и не только экономической) безопасности, но и объединения общих усилий республиканских администраций для формирования конкурентного цивилизованного рынка в рамках регионального обмена. Для успешного развития интеграционных процессов в субъектах Северного Кавказа опыт других российских регионов ограничен в применении, требует адаптации не только к их современным экономическим возможностям и потребностям, но и также национальным и историческим особенностям, к территориальным и межпоселенческим проблемам.

Исходя из учета рыночных императивов и направленности республиканских экономик важно оценить объемы и направления ассигнований, которые сильно дифференцированы по республикам, что препятствует формированию единого рыночного пространства на Северном Кавказе. А в связи с образованием на этой терриитории нового Северо-Кавказского округа планируется создание Особых Экономических зон (ОЭЗ). Мною предлагается идея создания опорной сети ОЭЗ на спорных территориях регионов, чтобы создать экономический механизм где будут работать инвесторы разных этнических диаспор и свяжут территориально-хозяйственные комплексы республик в целостную экономику своей производственной инфраструктурой (транспортных коридоров, интермодальных терминалов, транспортно-перевалочных узлов, трубопроводов, информационно-компьютерных сетей, энергомостов, систем телекоммуникаций и др.) и создадут возможности экономической интеграции субъектов.

Опережающее развитие ключевых инфраструктурных отраслей топливно-энергетического комплекса (речь идет о нефтегазохимическом кластере на основе научно-производственного механизма), сельскохозяйственного производственного комплекса с кооперацией сельхозпроизводителей (необходимость производства экологически чистых продуктов для спланированных туристско-рекреационных комплексов), транспортно-логистических зон на пересечении транспортных магистралей и около вновь реконструированных и построенных аэропортов, в связи с подготовкой и проведением Олимпиады в г. Сочи, позволит не только создать потенциальные кластеры в регионе, но и в некоторой степени снять социальную напряженность в регионе.

_________________________________
1. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. http://www.mintrans.ru/pressa/TransStrateg_VV.htm



www.viperson.ru


Viperson

Док. 627276
Перв. публик.: 28.05.10
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 0

  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``