В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление начальника Департамента собственной безопасности МВД России генерал-лейтенанта милиции Юрия Драгунцова на страницах журнала `Профессионал` Назад
Выступление начальника Департамента собственной безопасности МВД России генерал-лейтенанта милиции Юрия Драгунцова на страницах журнала `Профессионал`
Последовательная реализация положений Концепции обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации, как важнейшее условие успешного функционирования системы правопорядка на современном этапе развития страны.

В контексте модернизации и повышения эффективности системы МВД России ключевой задачей является реализация ведомственной стратегии совершенствования обеспечения собственной безопасности, скоординированной по всей вертикали органов внутренних дел. Эта работа состоит в поиске оптимальных путей для реального повышения эффективности служебной деятельности органов внутренних дел, а также объединении усилий всех структур Министерства по укреплению законности. Очевидно, что успешное решение данной задачи обязательно повлечет за собой рост доверия к милиции.

Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев: "Должны быть приняты самые энергичные меры для очищения рядов милиции и специальных служб от недостойных сотрудников".

Уже сегодня Департаментом реализован целый ряд инновационных стратегических инициатив в области системного планирования и организации деятельности по обеспечению собственной безопасности в органах внутренних дел.

В частности, значительные усилия направлены на отладку системного контроля за исполнением Плана мероприятий МВД России по реализации Концепции обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы. Вопросы реализации Концепции в той или иной постановке неоднократно рассматривались на коллегиях МВД России и оперативных совещаниях при Министре.

30 июля 2009 года проведена Всероссийская видеоконференция, на которой были также рассмотрены вопросы профилактики должностных преступлений, совершаемых сотрудниками милиции, и повышения качества ведомственного учёта нарушений законности. В соответствии с поручением Министра внутренних дел Российской Федерации, ДСБ МВД России осуществлен жесткий контроль за исполнением протокольных решений, принятых в ходе оперативного совещания.

Кроме того, регулярный характер носили проверки Департаментом хода реализации плановых мероприятий Концепции в органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Эта практика позволила выявить целый ряд нарушений системного характера и в ряде случаев оказать практическую помощь территориальным органам в устранении недостатков и организовать соответствующую работу.

Следует признать, что поначалу не во всех органах к требованиям Концепции отнеслись принципиально. Иногда фактически игнорировалось проведение многих значимых для обеспечения собственной безопасности мер.



В частности, вопреки указаниям МВД России не уделялось должного внимания изучению причин и условий совершаемых сотрудниками правонарушений. Причем, данная работа входит в предмет любой служебной проверки. Кроме того, вне сферы адекватного внимания на местах оказалось исследование наиболее актуальных видов противоправного поведения должностных лиц ОВД, а также мониторинг оперативной обстановки в сфере борьбы с коррупцией на территории.



Поэтому управленческая работа на уровне собственной безопасности сконцентрирована на:



- изменении отношения руководителей ОВД на местах к данному программному для Министерства документу;



- недопущении их самоустранения от процесса координации усилий всех подчиненных служб и подразделений;



- избавлении от формализма при выполнении предусмотренных мероприятий.



В этой связи, в значительной степени модернизированы ведомственная нормативная правовая и методическая базы. В целях повышения законности в системе Министерства и совершенствования основ нормативного правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и ФМС России изданы правовые акты МВД России, закрепившие целый ряд соответствующих мер.



Например, ликвидирован существовавший длительное время пробел в сфере проведения служебных проверок в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, совершивших правонарушения.



Конкретизирован порядок назначения сотрудников на руководящие должности и кандидатов, принимаемых на службу в подразделения систем МВД России и ФМС России (расширен перечень должностей МВД и ФМС России, при назначении на которые кандидаты проходят процедуру согласования).



Утверждено Положение об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации. Предусмотрено усиление ведомственного контроля за соблюдением руководителями и сотрудниками органов внутренних дел требований законодательства и ведомственных нормативных правовых актов.



В рамках законодательства Российской Федерации расширена нормативная база ведомства, регламентирующая государственную защиту сотрудников и их близких. Закреплена организация государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации. Введен единый учет результатов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению государственной защиты.



В целях правовой регламентации вопросов борьбы с коррупцией в органах внутренних дел по поручению Министра внутренних дел, юристами Департамента собственной безопасности разработаны проекты нормативных актов, предусматривающих порядок предоставления лицами, поступающими на службу в ОВД, и действующими сотрудниками системы МВД России сведений о доходах, а также порядок уведомления работниками милиции о фактах коррупционных обращений к ним.



Таким образом, придана системность и поступательность выполнения мероприятий по формированию в Министерстве современных антикоррупционных барьеров.



Реализация основного постулата Концепции предусматривает акцент на ведомственном реагировании на правонарушения, совершенные сотрудниками органов внутренних дел и ФМС России.



В этом контексте силами подразделений собственной безопасности проводятся мероприятия по контролю за соблюдением в системе ОВД и ФМС России полноты учета правонарушений сотрудников.



Анализ цифровых данных о правонарушениях сотрудников милиции в органах внутренних дел показывает, что предпринимаемые меры положительно отразились на результатах работы по обеспечению законности в деятельности органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы.



Так, в 2009 году выявлено около 104 тысяч правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел (+17%). На централизованный учёт в ГИАЦ МВД России поставлено около 60 тысяч сотрудников органов внутренних дел (+18%), в том числе - 56 тысяч за совершение дисциплинарных проступков (+18%).



В рамках заложенной в Концепцию идеи ранней профилактики право-нарушений среди сотрудников органов внутренних дел существенно расширена практика привлечения нарушителей к дисциплинарной ответственности.



Рассматривая общую структуру правонарушений и количество сотрудников, их совершивших, необходимо отметить, что 93,9% привлечены к ответственности за совершение дисциплинарных проступков, связанных с нарушением законности.



Более принципиальной стала оценка роли руководителей ОВД в негативных процессах, происходящих в подчиненных коллективах. Так, к примеру в 2009 году их привлечено к дисциплинарной ответственности на 27,1% больше, чем в 2008 году (9315).



Анализ статистических данных свидетельствует также о систематичности и эффективности работы по выявлению фактов коррупции в системах МВД России и ФМС России. Так, за 2008-2009 годы выявлено 6523 должностных преступления (в 2009 году - 3405; +9,2% к АППГ), в том числе 2311 - превышение должностных полномочий, 1583 - по фактам взяточничества, 1220 - злоупотребление должностными полномочиями, 1065 - служебный подлог.



В соответствии с требованиями Концепции основные усилия ведомственного уровня обеспечения законности сосредоточены на реализации принципа неотвратимости наказания за содеянное.



В отношении 4.202 сотрудников возбуждены уголовные дела (что на 11% больше, чем в 2008 году). За должностные преступления к уголовной ответственности в 2009 году привлечено 2717 сотрудников (+9%).



Анализ показывает, что факты противоправной деятельности должностных лиц органов внутренних дел и ФМС России, зачастую, носят коррупционный характер. При этом, доминирующими по коррупциоемкости являются следующие составы должностных преступлений: превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ); взяточничество (ст.290,291 УК РФ); служебный подлог (292 УК РФ).



На фоне отмеченных данных заслуживает внимание то обстоятельство, что основная часть правонарушений сотрудников органов внутренних дел выявляется и пресекается посредством мер ведомственной системы обеспечения собственной безопасности.



Центральным звеном ведомственного уровня обеспечения собственной безопасности определены руководители органов внутренних дел. При этом Концепция закрепляет их персональную ответственность за состояние законности во вверенном коллективе.



В данном ключе Концепция предоставляет руководителю возможность применять целый спектр мер для эффективного решения рассматриваемой задачи. На уровне субъектов Российской Федерации основным инструментом являются подразделения собственной безопасности, обладающие достаточным оперативным и организационным потенциалом.



О том, что данный рычаг эффективен в антикоррупционной работе свидетельствует то обстоятельство, что в целом по России доля "выявляемости" УСБ (ОСБ) сотрудников, совершивших противоправные деяния коррупционного характера, превышает 2/3 от общей массы (например, по фактам взяточничества - 86%). И об этих значениях можно говорить как о полноценной тенденции, наблюдаемой на протяжении четырех последних лет.



Необходимо отметить, что, по данным статистики, происходит значительный рост числа выявленных правонарушений, совершенных сотрудниками милиции. Однако это не означает, что работники ОВД стали значительно больше нарушать. Аналитики ДСБ МВД России полагают, что причиной является снижение доли латентных правонарушений, ввиду достаточно эффективной деятельности подразделений собственной безопасности и активно формируемой системы борьбы с нарушениями законности. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии у Министерства достаточно мощного потенциала к самоочищению.



Вместе с тем, события 2009 года наглядно продемонстрировали, что основной угрозой собственной безопасности являются неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел, прежде всего, по отношению к социально незащищенным слоям населения.



Об этом свидетельствует то, что объем публикаций в СМИ, затрагивающих тематику чрезвычайных происшествий с участием личного состава ОВД значительно превосходит количество материалов позитивной направленности о деятельности Министерства.



В настоящее время на уровне МВД России предпринимается комплекс мер по восстановлению информационного баланса при освещении мероприятий, проводимых по обеспечению законности в системе органов внутренних дел Российской Федерации. В частности, через реализацию принципа открытости, Министерство предлагает общественности поддержать мероприятия по самоочищению милиции.



Так, например, в контексте выполнения идей Концепции большое внимание уделяется объективному освещению деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации (в 2009 году в средствах массовой информации размещено свыше 2,5 тысяч информационных материалов, затрагивающих вопросы собственной безопасности органов внутренних дел; + 54% к АППГ). Эта работа обусловлена достижением ключевой цели Концепции обеспечения собственной безопасности - повышения качества информирования населения о мерах по укреплению законности в деятельности системы МВД России.



Основным итогом проведенной в 2009 году работы является публикация СМИ в целом по стране 2.470 материалов, затрагивающих сферу обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России (+54% к АППГ). Данное значение является максимальным за все время существования Службы.



В истекшем году по инициативе Департамента впервые снято 3 документальных фильма, посвященных работе подразделений собственной безопасности МВД России. Значительно усилено информационное присутствие ДСБ в сети "Интернет" и, в первую очередь, за счет еженедельного размещения материалов на лентах популярных информагентств. Так, в минувшем году здесь зафиксировано увеличение почти в 4 раза упоминаний о деятельности подразделений собственной безопасности (около 140.000 за год).



Свидетельством доверия общественности к внутриведомственному механизму обеспечения законности в деятельности милиции, является динамика роста поступающих обращений в подразделения собственной безопасности. Эта форма обратной связи в системе "общество - милиция" пользуется повышенным социальным спросом.



Всего в 2009 году в подразделения собственной безопасности поступило без малого 100 тысяч материалов. Непосредственно Департаментом в истекшем году разрешено свыше 9,5 тыс. материалов, что на 57% больше, в сравнении с предыдущим годом.



По итогам проверок поступивших материалов: 152 (АППГ - 99) направлено в прокуратуру, органами которой возбуждено 23 уголовных дела, 175 сотрудников ОВД привлечены к дисциплинарной ответственности (из них: 2 - высший начальствующий состав, 102 - старший начальствующий состав).



По обращениям, разрешаемым в соответствии с компетенцией службы собственной безопасности, проведено около 30 тысяч проверок. При этом, более чем в тысяче материалов проверок установлены признаки состава преступления, по которым органами Следственного комитета при прокуратуре возбуждены уголовные дела. В контексте ведомственного реагирования на причины и условия правонарушений, 1642 сотрудника милиции по результатам проверок уволены из органов внутренних дел.



Следует констатировать, что по своему содержанию, большинство обращений, поступающих в Департамент, связано с неправомерными действиями руководящего звена органов внутренних дел. Также, значительный объем жалоб, связан с нарушениями сотрудников милиции в процессе расследования уголовных дел; проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности коммерческих структур; обеспечении безопасности дорожного движения.



Так, в сентябре 2009 года по материалам Департамента пресечена противоправная деятельность оперуполномоченного ОРБ N6 МВД России Зозули, который через сеть посредников вымогал деньги в сумме 120 тысяч долларов США с генерального директора коммерческой организации.



Другой пример - в ходе проведения ОРМ получены сведения о вымогательстве главным экспертом - консультантом ОИД МВД России Жарковым денежных средств в сумме 1 млн. 700 тыс. долларов США у генерального директора ООО "ФинСервисКонсалтинг" за решение вопроса о прекращении уголовного преследования. При получении взятки в размере 850 тыс. долларов США Жарков задержан с поличным, решением суда он приговорён к 4 годам лишения свободы.



Очевидно, что корыстная мотивация сотрудников подобно раковой опухоли порождает такие чрезвычайно опасные для устойчивости всего российского общества метастазы, как использование оперативных и иных специальных возможностей Министерства в противоправных целях. В итоге - ставится под сомнение сама способность МВД объективно противостоять преступности, защищать законные интересы граждан и эффективно обеспечивать правопорядок в стране.



Тем более что для ряда милицейских служб тенденция увеличения количества сотрудников, привлеченных к ответственности за правонарушения, становится характерной.



В контексте главной задачи Концепции - создания эффективной системы противодействия внутренним и внешним угрозам собственной безопасности органов внутренних дел, последовательно реализуются в масштабе Министерства мероприятия, направленные на обеспечение четкого функционирования единой ведомственной системы учета сведений о сотрудниках, совершивших правонарушения.



В 2009 году, в рамках контроля за ситуацией в данном направлении, по указанию Министра внутренних дел Российской Федерации, комиссией Департамента с выездом в территориальные органы изучено состояние учета нарушений законности в 8 органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации: МВД по Карачаево-Черкесской Республике, ГУВД по Ростовской области, УВД по Архангельской, Тульской, Владимирской областям, Московское УВД на ЖТ МВД России, а также УВД по САО и ЦАО г. Москвы.



По итогам работы сотрудниками Департамента выявлено более тысячи правонарушений, сокрытых от учета, в том числе 92 преступления.



Самоцелью "ведомственного аудита" является не только установление фактов нарушения, но и выправление ситуации путем оказания необходимой методической и практической помощи.



Департаментом установлены факты сознательного сокрытия совершения сотрудниками милиции уголовно-наказуемых деяний. В ряде случаев, это делалось с ведома руководителей органов и подразделений, с целью создать "благоприятную" картину состояния законности в возглавляемом коллективе.



При этом, позиция руководства Министерства однозначна: в случаях, когда нарушения обретают системность и покрываются соответствующими руководителями, не может быть снисхождения. По всем подобным ситуациям по предложениям Департамента приняты соответствующие меры дисциплинарного реагирования: к ответственности привлечено 17 руководителей территориальных органов и подразделений внутренних дел.



Следует отметить, что в данных условиях объективно назрела очевидность принятия дополнительных мер. В этой связи, Министром внутренних дел принято решение об ужесточении ответственности милицейских начальников за сокрытие правонарушений, совершенных подчиненными. Соответствующий приказ, по его указанию, разработан ДСБ МВД России. Этот документ в марте 2010 года вступил в законную силу.



В приказе МВД России, особый акцент сделан на систематичности сокрытия правонарушений. Согласно специально введенному критерию, она присутствует тогда, когда доля фактов сокрытия равна, либо превышает десять процентов от общего количества выявленных проступков.



Теперь за систематическое укрывательство правонарушений руководитель ОВД несет повышенную дисциплинарную ответственность - вплоть до отстранения от занимаемой должности и увольнения.



Вся поступающая информация будет тщательно учитываться в Главном информационно-аналитическом центре МВД России. Доступ к данным сведениям существенно ограничен.



Следует подчеркнуть, что с учетом курса, заданного первым этапом Концепции, система органов внутренних дел Российской Федерации получила дополнительный импульс для развития механизма обеспечения собственной безопасности.



В целях его сохранения на уровне центрального аппарата и субъектов Российской Федерации Департаментом подготовлен и Министром утверждён План мероприятий по реализации 2-го этапа Концепции.



Управленческий акцент делается на развитии механизма ведомственного контроля в следующих направлениях:



- повышение эффективности мер социальной и правовой защиты должностных лиц систем МВД России и ФМС России с целью стимулирования их правомерного поведения;



- совершенствование системы антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы, а также повышение эффективности мер государственной защиты;



- совершенствование нормативной правовой базы деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы, направленное на укрепление законности и профилактику правонарушений личного состава, устранение коррупционных рисков при осуществлении правоприменительной деятельности;



- повышение уровня антикоррупционной устойчивости, а также реализация мер профилактики правонарушений со стороны должностных лиц систем МВД России и ФМС России при осуществлении ими оперативно-служебной деятельности, а также недопущение их незаконного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов;



- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы, комплектование их квалифицированными специалистами;



- совершенствование ресурсного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы, сопряженное с реализацией мер по технологическому переоснащению и модернизации материальной базы;



- совершенствование механизмов методического обеспечения и распространения передового опыта деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по укреплению законности, служебной дисциплины и предупреждению правонарушений сотрудников;



- развитие взаимодействия с правоохранительными органами, органами государственной власти, общественными и правозащитными объединениями по повышению уровня законности в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы, а также обеспечение социальной поддержки проводимых в системе Министерства мероприятий в рассматриваемой сфере;



- совершенствование работы со средствами массовой информации и общественными советами в целях своевременного и адекватного реагирования на факты дискредитации чести, достоинства и профессиональной репутации должностных лиц систем МВД России и ФМС России; противодействие попыткам деструктивных сил использовать существующие экономические и социальные проблемы для оказания дестабилизирующего воздействия на нормальный порядок функционирования органов внутренних дел и ФМС России.



План 2-го этапа Концепции доведен до сведения руководителей всех подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Проконтролирована разработка региональных аналогов планирующих документов, в которых конкретизированы сроки, форма и этапность проводимых мероприятий.



Как итог следует отметить, что реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией собственной безопасности является одним из приоритетов деятельности органов внутренних дел. И от того, насколько эффективно эта работа будет организована и проведена, зависит, в конечном итоге, способность органов внутренних дел обеспечивать надежную защиту прав и законных интересов граждан.

http://www.mvd.rupress/interview/7774/7774/

Док. 627089
Перв. публик.: 13.05.10
Последн. ред.: 26.05.10
Число обращений: 0

  • Драгунцов Юрий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``