В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кирилл Василенко: Период полураспада Назад
Кирилл Василенко: Период полураспада
Интервью с Кириллом Василенко

В результате моей трехчасовой беседы с Кириллом Василенко выяснилось, что природа звука - таинство, сравнить которое правильнее всего с ткачеством, что собирается она в буквальном смысле по крупицам и требует от автора колоссальных концентрации, времени и сил. Буквально всего и полностью. Впрочем, это досадная ошибка, что со звукорежиссером можно говорить только о звуке, также как, например, со стоматологом - лишь о зубной боли или кариесе. Мы обсуждали и политику, и искусство, и знакомых, и незнакомых, и много чего другого.... А еще Кирилл оказался страшным модником...

О программе "В контакте", женской физиологии, и при чем здесь Марсель Пруст

Дина Назарова: Из того, прямо скажем, небогатого досье на Вас в Интернете главным источником информации стала личная страница популярной сейчас программы "В контакте". Там много интересного и необычного написано. Например, любимая книга "История О" Полины Реуш.

Кирилл Василенко: Ну разве можно "В контакте" перечислять свои любимые книги? Это ж фээсбэшная программа. Но книга Реуш действительно интересна: это французская писательница, а рассказ ведется от лица женщины, которая описывает собственную физиологию.

ДН: Да, наверное... действительно очень интересно...Читать любите?

КВ: Люблю. Впрочем, читал много до определенного возраста, вбирал все в себя. Помню такой случай из студенческих лет: едешь в электричке (а были 90-е и страшная нищета вокруг, поэтому, конечно, без билета), а вокруг такая компания: боксеры, "котлеточники", карманники. Утром они были налегке, за день зарабатывали денег (кругом ведь страшная инфляция ), а вечером возвращались с тобой в той же электричке, но кто уже с телевизором, кто с чем. А я ехал и читал Пруста. И вот, едем мы такой честной компанией: вагон подскакивает, предложение пропадает из вида, а, когда возвращается на место, начинаешь глазами искать потерянную строчку...А еще в этих электричках бывали проверки. И, когда видишь милицию, нужно было выскочить и пробежать два вагона, потому что проверяющим лень идти через весь поезд, и людей своих они посылали через два вагона. Перестоишь в тамбуре, а затем возвращаешься обратно.

ДН: История с электричкой напомнила метафору пелевинской "Желтой стрелы": и ехать жестко, и выпрыгнуть страшно...А кино любите смотреть...в свободное от работы время?

КВ: Люблю, но опять же...Когда был моложе, смотрел больше.

ДН: А немое?

КВ: (Смеется). Почему-то все считают своим долгом задать звукорежиссеру этот вопрос. Раз звукорежиссер, значит немое не воспринимает. И немое люблю, даже когда-то им занимался.

ДН: ???

КВ: В Питере, в середине 90-х. "Параллельным" кино. Пленку тогда покупали у знакомых. Ее много было - оставшиеся запасы от советского времени на нужды населения. Тогда ведь пленку изготовливали, чтобы каждому хватило и чтобы каждый мог стать кинолюбителем, и сделать свой собственный фильм. Снимали на "шестнадцатимиллиметровку" и делали свое кино.

О моде и летающих шляпах

КВ: У меня "В контакте" еще написано: "Любимое телевидение: Fashion TV". И это - чистая правда. Я не только люблю смотреть, но и разбираюсь в особенностях кроя, силуэта.

ДН: А на показы ходите?

КВ: Да, с удовольствием хожу, когда бывает время.

ДН: А у Вас нет такого подлого голоса внутри, который нашептывает всякие неприятные мысли? Например, что, когда ты на моделей смотришь из своего пятого ряда на показе, то все прекрасно, а когда в руки берешь это же платье, то там и строчка не та, и сидит оно на тебе отвратительно.

КВ: Ну это естественно. Все модели имеют примерно одинаковые параметры, а значит, все платья сшиты по одним лекалам. Идеальные вещи - не те, что на модели, а те, что были на модели, но сшиты на тебя, по твоей мерке.

ДН: Это абсолютно верно подмечено. Но я все равно люблю примерять дизайнерские вещи после показов - вроде как становишься на время другим человеком. Недавно, например, я была на показе Парфеновой, а на следующий день на открытии ее шоу-рума в Москве. До этого только магазин был на Невском, а теперь все столичные модники получили возможность у нее одеваться, не отправляясь в командировку на брега Невы.

КВ: Да, Парфенова - своеобразный модельер. А недавно в Фонтанном доме прошел вернисаж питерских художников. Там и ее две работы выставлялись. На одной - шляпы, отстраненные, летающие в пространстве шляпы, на другой - платье. Настоящее платье на полотне, но это была именно картина, не инсталляция или что-то еще...

О природе профессии звукорежиссера и о бедре испуганной нимфы

КВ: Мы очень удачно заговорили о тканях. Ведь профессию звукорежиссера правильнее всего сравнить... с ковром (показывает на стену, где и впрямь висит добротно сотканный ковер). Все шумы - это нитки, и, как художник знает, где у него что лежит, какая красочка: вот здесь у нас - ляпис-лазурь, а там - "бедро испуганной нимфы", так и звукорежиссер прекрасно разбирается в палитре своих звуков. А после выбора необходимых ниток начинается работа на станке, когда все отдельные фрагменты сплетаются в единое полотно.

Опять же: платье - модель - дистанция. Эта параллель нам очень пригодится для понимания профессии звукорежиссера. Я уже говорил о необходимости отвлеченности на показе от модели, от платья. То же самое и в моей работе. Когда я делаю фильм, мне очень важен этот момент дистанцирования: вроде бы ты видишь картинку, движения актеров, их реплики, и в то же время все то и не то. Здесь нельзя абсолютно копировать увиденное, подгонять звук под картинку, важен элемент абстрагирования от изображения. Только тогда получается творчество, а иначе - чистая механика. Помните, как говорил П. Чистяков своим ученикам в Академии Художеств: "Надо как можно ближе подходить к натуре, но никогда не делать точь-в-точь: как точь-в-точь, так уже опять непохоже".

ДН: Продолжая нашу метафору: так что же Вы сейчас вышиваете?

КВ: Сейчас это "Обитаемый остров" (новый фильм Ф. Бондарчука - прим. ред.)

О фильме "Гололед" и природе звуков

ДН: Давно хочу спросить, но никак не решаюсь ...В фильме "Гололед" (дебютный полнометражный игровой фильм критика Михаила Брашинского - прим. ред.) есть одна производящая неизгладимое впечатление именно своим звуковым рядом сцена...

КВ: Сцена с минетом?

ДН: ... она самая. Как Вам удалось актеров заставить озвучить это? Я, конечно, понимаю, что всю черную работу уже сделал режиссер, но все же. Нелегко, наверное, двух мужчин заставить исполнять такую сцену?

КВ: А актеры в этой сцене и не были задействованы. Природа звуков такова, что иногда невозможно понять, откуда тот или иной рождается. В случае с минетом я просто нашел какие-то резинки, натер их мылом, и получился такой хлюпающий звук. Он был настолько натуральным и настолько точно попадал в изобразительный ряд, что никто поверить не мог, будто это какие-то синтетические материалы.

О периоде полураспада

ДН: Бытует мнение, что в российском кино сейчас происходит развитие. Как вы считаете, это так?

КВ: Развитие для кого и чего?

ДН: Ну, для каждого, вероятно, развитие определяется собственными критериями. Для продюсеров - это цифры проката и количество окупаемых кинопроектов, для актеров - интересные роли, для режиссеров - новые возможности съемки. Наверняка, и для звукорежиссера что-нибудь придумали.

КВ: Мне не кажется, что в отечественном кинематографе сейчас происходит такое неоспоримое развитие. Российское кино, на мой взгляд, достигло своего предела на картине Валерия Тодоровского "Любовник", ведь именно там найдена формула, определяющая нашу жизнь и время. Про что, в сущности, фильм? Про то, что бытование человека подобно периоду полураспада: вроде бы оно закончилось, но дальнейшие последствия продолжают и продолжают распространяться, задевая других, не причастных к нему людей. Как теория ядерного взрыва: реактор нельзя затушить, его можно только накрыть колпаком, но период полураспада элементов будет происходить там внутри еще двести-триста лет. И с этим ничего нельзя поделать. Это очень симптоматично для нашего времени, да и для жизни вообще. Я не знаю, что лучше: то, что было раньше, скажем, при Советском Союзе или сейчас. Все чаще у меня возникает ощущение некоторой ностальгии по тому ушедшему времени и его парадигмам. Я сейчас в том возрасте, когда многое осознаешь, переосмысливаешь - когда в общем-то просто задумываешься. И я спрашиваю себя, что же меня так привлекает? Сейчас нарастает волна моды на ушедшее, "back in the USSR" и прочее. Но это другое. В том прошедшем времени было больше порядка, важное осознание того, кто ты есть и что делаешь. То, что сейчас растворилось, мимикрировало. Старые институты внушают больше доверия, чем новые воздушные замки. Может быть, поэтому мне близок и понятнее поздний Рейн (поэт Евгений Рейн - прим. ред). Вот такой:

Я полюбил НКВД

любовью поздней и взаимной,

теперь мы с ним наедине

в какой-нибудь прогулке зимней...

НАЗАРОВА Дина. Кирилл Василенко: Период полураспада // Источник: www.artifaq.ru 14 июня 2008.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1112

Док. 627069
Перв. публик.: 26.05.08
Последн. ред.: 26.05.10
Число обращений: 0

  • Василенко Кирилл Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``