Он работает один и в соавторстве, пишет для режиссеров разных поколений и комедийных пристрастий, но имя этого кинодраматурга ассоциируется, главным образом, с фильмами Юрия Мамина. У них одна на двоих траектория взлета и спада, один на двоих звездный час - Праздник Нептуна.
Дебютировав на издыхании эпохи, утвердившей всевластие эзопова языка, они оказались в авангарде жанра. Потешный анекдот о том, как деревня Малые Пятки встретила во всеоружии русского ухарства делегацию шведов-моржей и в прямом смысле показала им, где раки зимуют, стал благой и веселой вестью о рождении нового комедийного дуэта. Сатирические портреты в Празднике Нептуна - менее всего характеры. Это, скорее, смешные социальные клише-напластования поверх собственно характеров. Коллективный герой с его зычным криком "Эх, была не была!" - грозовая сила, и ее лучше не будить, ибо, пробудившись, она не знает удержу.
Остроумие Владимира Вардунаса язвительно, но шутки его редко бывают злы. Он любит рассказывать истории, которые поначалу звучат в мажоре, далее сбиваются на минор, а в финале не стесняются открытого драматизма. Чича - не самый удачный фильм Виталия Мельникова, но его драматургический строй для В. В. очень характерен.
В основании Фонтана (а позже - Окна в Париж), как и в Празднике Нептуна, лежит анекдот. Поверх письма В. В., испытавшего несомненное влияние кинематографической прозы Брагинского-Рязанова, их незлобивой интонации, Мамин резкими штрихами набрасывает жесткий и желчный рисунок. В Фонтане нагромождение заурядных (только гиперболизированных в своем уродстве) подробностей неказистого житья-бытья создает гротескную картину абсурдистского ада. Окно в Париж, распахнутое из затрапезной российской коммуналки, позволило Мамину от души позлословить и о нашей дикой запущенности, и об "их" бездуховности.
В. В., как правило, выигрывает тогда, когда выращивает из анекдота, как из зерна, своеобычный сюжет, и терпит фиаско, когда принимается простодушно нанизывать байки на весьма условный шампур, на неживую нитку (Анекдоты, Горько!).
Счет побед и поражений в последние годы складывается не в его пользу. Изменчивое время сбрасывает кожу быстро, комедиографы не поспевают за ним. Может быть, этим объяснимо решение В. В. свернуть с комедийной колеи в сторону, на соседнюю дорожку: во всяком случае, Агент национальной безопасности с его героем, пародией на пародию - суперменом с трехдневной щетиной и плейбойской улыбочкой, - вызвал народный энтузиазм и имел тот успех, которого В. В. не знал уже давно, с времен ранних маминских удач.
КАПРЕЛОВА Маргарита. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=147
Док. 627053 Перв. публик.: 25.05.00 Последн. ред.: 25.05.10 Число обращений: 0
Вардунас Владимир Аркадьевич
|