С одной стороны, сосуществование трех фильмов - Аплодисментов..., Садовника и Торможения... - в скромной режиссерской фильмографии Виктора Бутурлина кажется случайным: слишком разнятся они между собой, противясь попыткам подчинить их единому концепту.
С другой стороны, прослеживается любопытная закономерность: в каждом из них режиссер фокусирует свое внимание на малом, скромном и неприметном, чья истинная значимость угадывается не вдруг. Его герои - безвестная актриса, обнаруживающая незаурядный дар (Аплодисменты...), крестьянин из глубинки, возделывающий прекрасный сад (Садовник), провинциальные телевизионщики, вступившие в яростную борьбу с местной партноменклатурой (Торможение в небесах).
Впрочем, код задан уже в короткометражке Прозрачное солнце осени, где один из друзей-одноклассников превращался в вальяжного советского барина, а другой предпочитал несуетную жизнь вдали от столичных дрязг. Понятно, кому были безраздельно отданы авторские симпатии.
Свою малость герои В. Б. пестуют, декларируют, отстаивают. И всегда им в помощь - режиссер, старательно провоцирующий неприязнь к конъюнктурщику из Прозрачного солнца осени, выставляющий киношников из Аплодисментов... недалекими и амбициозными, а функционеров из Торможения... - агрессивными и злобными. Так заявляет о себе характерная почвенническая идеологема - правда Божия не с шагающими в первых рядах, а с теми, кто тих и незаметен. Неудивительно, что у В. Б., в последнее время снимающего короткие неигровые фильмы о возрождении России и об экологии, обнаружился круг почитателей среди идеологов фестиваля "Золотой Витязь", где Садовник - случай удивительный - был увенчан спустя десять лет после благополучного выхода на экран.
Александр Шпагин
Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=139