В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Назариков. Переливание из пустого в порожнее по-киргизски. Назад
Александр Назариков. Переливание из пустого в порожнее по-киргизски.
Проба кулаков в Джалал-Абаде закончилась малыми жертвами, конечно, было бы ещё лучше, если бы и их не было... А хорошо это с той стороны, что провокации в этнической чистке пробуксовывают. И заслуга в этом отнюдь не Временного правительства, как может показаться, рассматривая киргизскую диспозицию поверхностным взглядом. Ничего особенного "временщики" не сделали, да и вряд ли смогут, потому и было заявлено, что глава Временного правительства возлагает на себя обязанности президента на два года, а там видно будет... В связи с этим вспоминается всё тот же анекдот о Молле Насреддине. "Как-то Молла заключил договор с падишахом о том, что за десять лет научит своего ишака говорить. Конечно же, под этот договор вытребовал с падишаха большие денежные средства. Вернувшись домой, рассказал всё жене. Жена ему и говорит: "Какой же ты дурак, Молла! Как можно научить ишака говорить?" Молла: "Молчи, дура! За десять лет кто-нибудь да сдохнет - или ишак, или падишах!" Уж очень действия нынешнего правительства, пардон, и.о. президента напоминают вышеозначенную логику. Попытка предоставить конституцию, точнее проект оной кончилась непонятно чем, это даже неудачей не назовёшь, так как в подобной казуистичной конституции сам чёрт ногу сломит, но если она не пройдёт, то тогда на чём основана сегодняшняя власть? Как объяснить расстановку сил во всех властных структурах, тем паче, что никто никого слушать даже не хочет, не то чтобы подчиняться. А что будет дальше? Чёткой программы действий не предвидится. Впору Временному правительству погадать на кофейной гуще или "покумекать" над предсказаниями Нострадамуса...

Как высказались главы правительств ОДКБ, что их беспокоит смена киргизского руководства не на основе конституции, и то, что нет необходимости, пока, привлекать ограниченный контингент войск ОДКБ к событиям внутри Киргизии. Но и содействовать открытию границ тоже никто не собирается, вроде как не упустить утечки бацилл эпидемии или эпизоотии. А это значит только одно - вначале паралич всей экономики Кыргызстана, а затем и коллапс, это может коснуться всего во всей республике - невозможно прогнозировать данные события, так как подобного пока ещё не переживал. Пускай, все мои слова окажутся мрачным карканьем и всё разрешится более или менее благополучно, но для этого должны быть проявлены какие-то тенденции к изменению ситуации.

Обращаясь к киргизской прессе, а именно к уже цитируемому "Мегаполису" N40 2010 года, хочется выбрать несколько фраз, которые не лезут ни "в какие ворота" международных законов и норм. "Глава Временного правительства Роза Отунбаева стала безальтернативным президентом страны на переходный период сроком до января 2012 года". Как она пришла к власти на базе "безальтернативности", так и продолжает и поныне. Каким образом складывается подобное - без выбора - положение, малопонятно. Сами члены конституционного совещания заявили, что решение принималось без учёта их мнения. Эксперты же заявляют, что отказ от поспешного проведения выборов может стабилизировать ситуацию. А признания новой власти всё нет, откуда же оно возьмётся, если эта власть не ориентируется ни на чьё мнение?

В событиях в Джалал-Абаде обвинили Исхака Масалиева, лидера коммунистов и бывшего руководителя администрации президента Усена Садыкова. Качество работы спецслужб не просто оставляет желать лучшего - его просто нет! Надуманность обвинений уж слишком явно выпирает наружу. Об этом же несоответствии говорит и показ по киргизским каналам телевидения телефонных разговоров лидеров Временного правительства, членов семьи Бакиева, похоже этим дело не кончится. Непосвящённые вряд ли поймут, что для того чтобы прослушивать эти разговоры, нужно оборудование, соответствующая квалификация фиксирующих эти разговоры и прочая. Весь круг задействованных лиц по любому не может пройти мимо сферы деятельности спецслужб, а раз прошёл, то тут остаются только два варианта: либо всё происходит с ведома этих служб, либо квалификация самих сотрудников спецслужб не соответствует никаким нормам. И здесь, как раз таки, альтернатив нет никаких. А игра о санкциях Генпрокуратуры и есть игра для "возложения лапши" на уши народа.

Единственная статья, достойная внимания, "Лидер нужен. Лидер опасен...", автор Александр Шустов. Я уже упоминал его в прошлых статьях, потому нет смысла вновь представлять его. "Активизация "новой оппозиции", состоящей из сторонников свергнутого президента К. Бакиева, ознаменовала новый всплеск политической напряжённости в республике. Ситуативно это вроде бы реваншисты. Но проблема лежит глубже. На действия "новой оппозиции" накладывается обострение межрегиональных, клановых и межэтнических противоречий, в значительной мере ею же и инспирированных". Конечно же, Александр прав, говоря, что проблема лежит глубже и все накладывающие факторы он также правильно объединил в одно целое. У меня есть сомнения, что эта "новая оппозиция" состоит только из сторонников бывшего президента. Мне кажется, что в лидерах сейчас находятся другие люди, которые когда-то оказались не у дел, сегодня же у них есть возможность взять реванш. Сторонники же бывшего президента уже этим и дискредитировали самих себя, что были на стороне Бакиева, поэтому нет смысла выводить их на лидирующие позиции в конфликтах. Они могут исподтишка пытаться дестабилизировать ситуацию, им на руку любой негативный разворот событий, но при занятии мест лидеров их тут же замнут - бывшие когда-то не у дел, да и для Временного правительства они очень удобные "козлы отпущения".

"Положение власти остаётся сложным ещё и потому, что она не имеет легального статуса". И я о том же, а в связи с этим правильно, что ни один легитимный субъект СНГ (о развале того же СНГ я уже писал) не имеет права иметь дела с таким правительством, не говоря о прочих, уже статичных, государствах. "В условиях господства родоплеменных и земляческих отношений формирование правительства победившей на выборах партией неизбежно спровоцирует политические кризисы... Именно в механизме формирования правительства заложены причины будущих политических кризисов... Доминирование родоплеменных и земляческих связей ведёт к тому, что формирование органов власти и других государственных институтов происходит по семейно-клановому принципу. И введение парламентской демократии вряд ли изменит само общество". Я объединил три выдержки из трёх разных абзацев, как почти единые выводы, но не объясняющие ничего. Свой взгляд я приведу ниже, а пока ещё две выдержки, почти по тому же поводу. "Власть в определённом смысле оказалась в патовой ситуации... Выходом из этой ситуации мог бы стать законодательный запрет комплектования органов власти по клановому принципу или же закрепление тех или иных государственных должностей за определёнными этнорегиональными общностями". Ну хоть одно здравое слово о клановости! Исторически так сложилось, что клановость была возведена во главу угла в Азии, на Кавказе, да и в Латинской Америке не брезговали тем же. А вот распределение должностей за определёнными тейпами уже работает в Дагестане. Как - это разговор другой статьи, но есть таковой прецедент. Для Киргизии, скорее всего, этот опыт не подойдёт, что в дальнейшем разберут эксперты. Кыргызстан должен обрести свой опыт в формировании цивилизованного общества, здесь даже не подойдёт казахский опыт - распределение всех должностей между Старшим, Средним и Младшим жузами (кланами). Тенденций в приобретении такового опыта в киргизском обществе пока не наблюдается.

И вот почему вторая часть названия статьи звучит, как "Лидер опасен...". "В такой ситуации обычно возрастает общественный запрос на "крепкую руку" - сильного и харизматичного лидера, который мог бы спасти в критический момент государства от полного краха". В чём состоит опасность такового лидера? Опасность в содержании инфантильного и нелегитимного правительства, а не в приходе сильного, но - хозяина! Вспоминаются ленинские слова: "Промедление смерти подобно!". Но, что бы не заявляли политологи и не прогнозировали аналитики, ситуация может в любой момент пойти оригинальным путём и не обязательно ведущим в светлое будущее...

Последним привожу мнение Алексея Власова, генерального директора информационно-аналитического центра МГУ. По его мнению, в настоящее время для Киргизии промежуточная фаза, связанная с президентом переходного периода, является оптимальным вариантом. "Для этого необходимо сформировать правительство народного доверия, в которое вошли бы представители тех кланов, которые во власть пока не инкорпорированы. Подобный сценарий, правда, при других обстоятельствах, опробован на Афганистане". Я уже наблюдал на нескольких примерах, когда в дело вступают аналитики и советчики из Москвы - Карабах и Приднестровье. Привели к чему-нибудь положительному эти советы? Нет, только добавились новые очаги. Афганский сценарий также привёл к положительному результату?


Александр Назариков
24.05.2010 года.

viperson.ru

Док. 626906
Перв. публик.: 24.05.10
Последн. ред.: 25.05.10
Число обращений: 0

  • Назариков Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``