В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Актеры советского кино Назад
Актеры советского кино
Когда смотришь Леонида Сергеевича Броневого в новой значительной роли, перед тобой непременно и образ, открытый драматургом в жизни, и сам артист, его неповторимый склад ума, способ высказываться о современности. И сам актер представляется до глубины души современным.

Начало актерского пути Броневого - в театрах больших городов: Магнитогорска, Оренбурга, Воронежа. А еще раньше - годы терпеливого ученья в двух театральных институтах. Такой темперамент - любит учиться! В театрах Москвы он встречался с режиссерами Борисом Равенских, Андреем Гончаровым, Анатолием Эфросом. Снова учился, постигал секреты профессии, умеющей прикинуться такой простой - самовыражение, и только. Его карьера, воспользуемся старинным словом, складывалась хорошо, зрители безусловно заметили и оценили необыкновенно ясный, пронзительно внятный рисунок каждой роли. Я сохранил в памяти удивительно четко прорисованный как бы одной непрерывной линией рисунок роли Христофора Блохина в "Сказках старого Арбата" (Театр на Бронной). Это верный друг - спутник жизни Балясникова, главного героя пьесы. Балясников знаменит, ярко талантлив, размашист, влюбчив, инфантилен, легко "отрывается от земли", а герой Броневого как бы его оруженосец, нельстивый товарищ, стоит на этой самой земле крепко и надежно. С появлением на сцене Броневого весь спектакль обретает надежную почву - так зорко и мудро оценивает его герой и высокие порывы маэстро Балясникова и грустную ограниченность человеческих возможностей. Именно эта интонация точного понимания вещей сделала игру Броневого в пьесе А. Арбузова и спектакле А. Эфроса ясной, как утреннее слово после ночного смятения. И так уместна была эта утренняя интонация в рассказе о том, как приходит человек к вечернему свету, - такова мелодия главной роли арбузовской пьесы.

Была у Броневого хорошая работа также в "Борисе Годунове" - Шуйский, был Людовик XIV в булгаковском "Мольере", а потом пришла роль, сделавшая его известным всем и каждому, - Мюллер в "Семнадцати мгновениях весны", в блестящей постановке Татьяны Лиозновой. Кто мог ждать такого резонанса именно в этой роли? Это теперь мы знаем, как много увидел, нашел актер в Мюллере, но представим себе актера на исходном рубеже. Ему предложена роль убежденного нациста, идейного изувера - если то, чем полны головы этих негодяев, можно назвать идеями. А актер заставляет нас вместе с ним следить за тем, как мыслит и действует Мюллер, ведущий смертельную борьбу с любимцем зрителей Исаевым - Тихоновым. Мы долго, много вечеров подряд с внимательнейшим интересом вслушиваемся в слова Мюллера - Броневого, разглядываем, что творится в глубине этой натуры. Почему? Потому, что люди наших десятилетий желают понять, откуда же, из какого сорта людей рекрутируются мюллеры, почему они так странно похожи на нормальных индивидов, будучи уродливыми деформациями человеческой натуры. Это всем нам необходимо понять после всего, что случилось в середине века, и потому так собирает, фокусирует Броневой внимание зрителей аналитическим строем игры. Происхождение зла и ненависти в нормальном с виду человеке - вот тема актерской диссертации Броневого, поистине докторской. Недаром она приобрела широчайшую известность, как и вся режиссерская работа,- превосходный пример прививки "разведчицкому сериалу" художественной тонкости психологического исследования.[...]

[...] естественная любовь к отечеству превращалась в противоестественное презрение к другим нациям, в безумие фашизма и антикоммунизма.

Вот этот процесс превращения естественного в безумное, преступное, обреченное на уничтожение, и сыграл - блестяще - своими средствами, не прибегая к литературным справкам и аналогиям, Леонид Броневой.

Актерское обаяние ничего еще не решает, оно только располагает зрителя к сопереживанию, к перевоплощению, ты невольно ставишь себя на место персонажа, сыгранного обаятельным актером, и потому постигаешь его внутреннюю жизнь. Наибольшее актерское умение Броневого - умение мыслить в образе. Не прикидываться мыслителем, а в самом деле изощрять мышление, чтобы понять других людей.

Не люблю таких выражений - "интеллектуальное кино", "интеллектуальный актер", но если разгадывать "секрет Броневого",то непременно увидишь - его герои увлечены, даже захвачены мышлением, будь то грозный Мюллер или добродушный автор эстрадных реприз, оказывающийся свидетелем свадьбы молодых людей в скромном ресторане в телеспектакле по пьесе В. Пановой; он втянулся в разгадывание характеров не знакомых ему людей и незаметно для себя полюбил пожилую мать невесты, прекрасно сыгранную Антониной Дмитриевой.[...]

Броневой сыграл в многосерийном фильме об Ольге Сергеевне циничного Тютяева, дельца, складывающего оружие перед высоким благородством; сыграл председателя горисполкома Алтухова в "Прошу слова" Глеба Панфилова... Актер стал модным, теперь режиссеры предлагают ему роли разнохарактерные, иногда решающие для успеха фильма, иногда, наоборот, еле намеченные, полагаясь на его способность делать образ необыкновенно отчетливым. Актер ни в малейшей степени, какая бы роль ему ни досталась, не предлагает себя зрителю вместо задуманного авторами персонажа, он лицедействует, оставаясь со своим лицом. В этом есть своего рода дерзость актера - отказаться от побрякушек, применяемых для перевоплощения, продемонстрировать самое перевоплощение.

Если для одного актера репетиция - это возможность закрепить повторением что-нибудь из режиссерского показа, для другого - момент безотчетной счастливой интуиции, то для Броневого - это время пытливого и тонкого размышления о нравах века, о побуждениях, складывающих характеры. Так, его добрый доктор Вернер в "Дневнике Печорина" хочет постичь, как ожесточился умный и благородный человек, и как можно смотреть в глаза смерти с такой холодной печоринской бравадой, и как можно равнодушно убить вчерашнего товарища.[...]

ВАРШАВСКИЙ Я. Леонид Броневой // Актеры советского кино. М.: Искусство, 1978. Вып. 14. С. 28-38.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=128

Док. 626821
Перв. публик.: 24.05.80
Последн. ред.: 24.05.10
Число обращений: 0

  • Броневой Леонид Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``