Нея Зоркая пришла в кино из театроведения....Назад
Нея Зоркая пришла в кино из театроведения....
Нея Зоркая пришла в кино из театроведения, и в ее лице "оттепельная" кинокритика приобрела ученого полемиста со склонностью к занимательной аналитике, а наука о кино - исследователя с широким культурологическим горизонтом и "демократическими" научными интересами. Изучая жизнедеятельность архетипов национальной культуры в кинематографе, узаконившем размежевание элитарного и массового, Н. З. обнаруживает крепкие народные корни русского кино, его фольклорный базис. "На рубеже столетий", "Уникальное и тиражированное", "Фольклор. Лубок. Экран" - эти и другие штудии Н. З., внесли значимый вклад в создание теории массовой культуры.
Однако прежде чем масскульт занял главное место среди ее профессиональных увлечений, система поставила искусствоведение перед необходимостью поиска новых форм сосуществования с ней, приемлемых для обеих сторон. Так, Н. З. и ее соумышленниками был разработан особый тип искусствоведческого конспиративного письма, которое позволяло - используя кино в качестве предлога - объяснять читателю жизнь. Новой формой стала старая сказка - точнее, иносказание, опирающееся на прочную фольклорную основу. Эта форма позволяла Н. З. обращаться к таким, казалось бы, взаимоисключающим темам, как феномен советского историко-революционного фильма и духовные искания Андрея Тарковского; или вправлять в традиционную жанровую раму "Портретов" уникальное живое слово о классиках - в частности о Льве Кулешове, ею заново открытом в шестидесятые.
Вскоре в ее судьбу вмешалась политика, и "подписантка" Н. З., причастная к письмам в защиту Синявского - Даниэля и Гинзбурга - Галанскова, обрекла себя на поражение в профессиональных правах. В отсутствие возможности печататься под своим именем, преподавать во ВГИКе, выезжать за рубеж - Н. З. ушла из актуальной критики в науку (начало работы над книгой "На рубеже столетий") и на телевидение (циклы передач о кино).
Перестройка и последующие годы, отменив запрет на свободу ее профессионального передвижения и сняв табу с ее авторского имени, не изменили приоритетов Н. З.: когда-то вынужденно сместившись в историческую сторону, они остались неизменными. Ей и сегодня интереснее высказывать суждения о прошлом, давать "отстоявшимся" явлениям и сюжетам новую интерпретацию. Исключения Н. З. готова делать лишь для новых фильмов с "ретроподтекстом" и обзоров программ международных кинофестивалей.
Евгения Леонова
Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001