В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нея Зоркая пришла в кино из театроведения.... Назад
Нея Зоркая пришла в кино из театроведения....
Нея Зоркая пришла в кино из театроведения, и в ее лице "оттепельная" кинокритика приобрела ученого полемиста со склонностью к занимательной аналитике, а наука о кино - исследователя с широким культурологическим горизонтом и "демократическими" научными интересами. Изучая жизнедеятельность архетипов национальной культуры в кинематографе, узаконившем размежевание элитарного и массового, Н. З. обнаруживает крепкие народные корни русского кино, его фольклорный базис. "На рубеже столетий", "Уникальное и тиражированное", "Фольклор. Лубок. Экран" - эти и другие штудии Н. З., внесли значимый вклад в создание теории массовой культуры.

Однако прежде чем масскульт занял главное место среди ее профессиональных увлечений, система поставила искусствоведение перед необходимостью поиска новых форм сосуществования с ней, приемлемых для обеих сторон. Так, Н. З. и ее соумышленниками был разработан особый тип искусствоведческого конспиративного письма, которое позволяло - используя кино в качестве предлога - объяснять читателю жизнь. Новой формой стала старая сказка - точнее, иносказание, опирающееся на прочную фольклорную основу. Эта форма позволяла Н. З. обращаться к таким, казалось бы, взаимоисключающим темам, как феномен советского историко-революционного фильма и духовные искания Андрея Тарковского; или вправлять в традиционную жанровую раму "Портретов" уникальное живое слово о классиках - в частности о Льве Кулешове, ею заново открытом в шестидесятые.

Вскоре в ее судьбу вмешалась политика, и "подписантка" Н. З., причастная к письмам в защиту Синявского - Даниэля и Гинзбурга - Галанскова, обрекла себя на поражение в профессиональных правах. В отсутствие возможности печататься под своим именем, преподавать во ВГИКе, выезжать за рубеж - Н. З. ушла из актуальной критики в науку (начало работы над книгой "На рубеже столетий") и на телевидение (циклы передач о кино).

Перестройка и последующие годы, отменив запрет на свободу ее профессионального передвижения и сняв табу с ее авторского имени, не изменили приоритетов Н. З.: когда-то вынужденно сместившись в историческую сторону, они остались неизменными. Ей и сегодня интереснее высказывать суждения о прошлом, давать "отстоявшимся" явлениям и сюжетам новую интерпретацию. Исключения Н. З. готова делать лишь для новых фильмов с "ретроподтекстом" и обзоров программ международных кинофестивалей.

Евгения Леонова



Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=350

Док. 626764
Перв. публик.: 21.05.01
Последн. ред.: 21.05.10
Число обращений: 0

  • Зоркая Нея Марковна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``