В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В его существовании на экране всегда был особый актерский шик..... Назад
В его существовании на экране всегда был особый актерский шик.....
В его существовании на экране всегда был особый актерский шик - игра без "игры", молчание, к которому нечего прибавить. Неведомое пережитое, упрятанное за семью печатями, придавало самым идеологически выдержанным его героям явственную, но не расшифрованную значительность. При всей их добротной положительности, будь то перековавшийся шпион в эпопее о резиденте, командир Экипажа или генерал в Горячем снеге, Георгий Жженов никогда не был однозначен. Людей в трагических обстоятельствах, несомненно, играл актер, знакомый со смыслом слова "трагедия" не понаслышке, не со слов театральных педагогов.

Символично, что один из последних фильмов Г. Ж. перед второй долгой паузой назывался Конец операции "Резидент". В этом фильме герою пришла пора рассекретиться, покончить с двойной жизнью.

Точно так же "рассекретился" и сам актер - он раскрыл свою тайну, наличие которой неизменно подразумевалось в его облике, интонации, в его героях, обитающих в сюжетах автономно, параллельно, как бы "над текстом" или вне его.

Случилось это, когда в потоке перестроечных публикаций вышел рассказ Г. Ж. "Саночки". А затем его книга лагерной прозы, вместившая гулаговский опыт, исчисляемый шестнадцатью годами неволи с кратким перерывом на ссылку.

Он начинал в Чапаеве и Комсомольске, чеканил шаг в строю жизнеутверждающего советского кино тридцатых, когда судьба обрушила его в то, что именуется конченой жизнью. Эту конченую жизнь он прошел без поблажек из конца в конец, за которым последовало начало. Вряд ли кто-то заслужил больше, чем он, почетный приз "Честь и достоинство". Но так же несомненно, что в сочетании биографии человеческой и актерской есть некий неразрешимый парадокс: как после колымского ада получалось у него столь убедительно играть верных солдат империи? Очевидно, что Г. Ж. сумел пережить свой лагерный опыт как опыт прежде всего экзистенциальный, научивший видеть добро и зло в каждом герое, различать индивидуальную волю и власть обстоятельств, играть не человека, а судьбу.

ТРОФИМЕНКОВ Михаил. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=322

Док. 626714
Перв. публик.: 21.05.01
Последн. ред.: 21.05.10
Число обращений: 0

  • Жженов Георгий Степанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``