О фильме "Иван Грозный"
Работалось с Эйзенштейном легко и бодро, не было тяжести и творческой неудовлетворенности. Это не значит, конечно, что не было трудностей. Фильм снимался в войну, по ночам, да и роли были сложнейшие. Но Эйзенштейн умел снимать с актера большую часть тяжести. Например, в трудных сценах актеру нельзя слишком долго - если хотите "потно" - думать об одном и том же, до одурения затверживать роль. Приедается текст, актер устает, выбивается из роли - нужна разрядка. И Сергей Михайлович умел это делать удивительно. Вовремя рассказана веселая история - и всю тяжесть как рукой сняло. Он бывал резок, когда съемка срывалась или капризничал актер. Но вообще работал весело, бодро, быстро. [...]
(...) я не помню, чтобы он существенно менял рисунок моей игры. Поправки, конечно, были - но главным образом композиционного порядка. Ведь актер должен был занимать строго определенное место в эйзенштейновском кадре. На репетициях перед началом съемок он обязательно рассказывал о сцене в целом, напоминал о роли персонажа в ней. Показа, как правило, не было. Но иногда, - когда, например, нужно было нагнуться - Эйзенштейн показывал, и так, что сразу становился ясным принцип того, чего он хотел. Это всегда накладывалось на уже готовый рисунок образа, и сразу вытекало решение. Оставалось только внести поправку и играть.
ЖАКОВ О. Закованный в латы. Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1138
Док. 626705 Перв. публик.: 21.05.80 Последн. ред.: 21.05.10 Число обращений: 0
Жаков Олег Петрович
|