В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Работалось с Эйзенштейном легко и бодро... Назад
Работалось с Эйзенштейном легко и бодро...
О фильме "Иван Грозный"

Работалось с Эйзенштейном легко и бодро, не было тяжести и творческой неудовлетворенности. Это не значит, конечно, что не было трудностей. Фильм снимался в войну, по ночам, да и роли были сложнейшие. Но Эйзенштейн умел снимать с актера большую часть тяжести. Например, в трудных сценах актеру нельзя слишком долго - если хотите "потно" - думать об одном и том же, до одурения затверживать роль. Приедается текст, актер устает, выбивается из роли - нужна разрядка. И Сергей Михайлович умел это делать удивительно. Вовремя рассказана веселая история - и всю тяжесть как рукой сняло. Он бывал резок, когда съемка срывалась или капризничал актер. Но вообще работал весело, бодро, быстро. [...]

(...) я не помню, чтобы он существенно менял рисунок моей игры. Поправки, конечно, были - но главным образом композиционного порядка. Ведь актер должен был занимать строго определенное место в эйзенштейновском кадре. На репетициях перед началом съемок он обязательно рассказывал о сцене в целом, напоминал о роли персонажа в ней. Показа, как правило, не было. Но иногда, - когда, например, нужно было нагнуться - Эйзенштейн показывал, и так, что сразу становился ясным принцип того, чего он хотел. Это всегда накладывалось на уже готовый рисунок образа, и сразу вытекало решение. Оставалось только внести поправку и играть.

ЖАКОВ О. Закованный в латы. Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1138

Док. 626705
Перв. публик.: 21.05.80
Последн. ред.: 21.05.10
Число обращений: 0

  • Жаков Олег Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``