В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
И один в поле воин Назад
И один в поле воин
"Как бы это начать, потому что это очень трудно", - говорил Он в "Кроткой".

[...] И вдруг - уже со времен "Кроткой" минуло 23 года. Это значит, что выросло два поколения, которым актер известен, скорее всего, по легендам. И как объяснить им, к легендам недоверчивым, а то и равнодушным, что это было - когда зрительный зал издавал общий вздох-всхлип и испуганно следил, как актер взлетал (буквально - взлетал!) на шкаф, чтобы остановить маятник... Часы прекращали бить, и, казалось, замирало на миг его сердце. Как объяснить, отчего так сжималась душа (единственный раз за весь спектакль Ефремова "Дядя Ваня"), когда пьяный Астров-Борисов разбойно, разгульно запевал: "Ехал на ярмарку ухарь-купец"...

Его друг Михаил Данилов, изящный актер и деликатный человек, сказал однажды, что Борисов для него символизирует астрономию. А что болтать об астрономии, когда вокруг больше всего уважают арифметику? Писать об актере, который часто бывал неудобен, - во времена, которые больше всего ценят удобство? "Он вписался во время" - сегодня это высшая похвала герою. А Борисов не вписался. Не вписывался, не хотел вписываться, страдал, когда вписывали... [...] Слишком умен был, сложен, мастеровит, а тщательность и интеллектуальность сегодня не в моде. Ненавидел, когда актеры превращали роли в конфеты. Уважал профессионалов - и не считал нужным "в каждом кадре с жаром доказывать, что артист". И категорически отказывался "сводить трагическое до Мюра и Мерилиза", как выражался Немирович-Данченко. Выходя на сцену, мучил себя, режиссера, тебя-зрителя. Иногда не любил зрителя (и поделом!), злил его, презирал, колол булавками, не давал спать. Терзал свою публику, не развлекал. Но по нему, такому, сегодня ужасно скучаешь.

[...] О. И. прожил всего 64 года. Для мужчины, для таланта - мало. Лет с тридцати (далеко не сразу) начал свое движение к славе. Много ошибался и часто менял направление. Но огромное количество художественных событий сумел уложить в этот срок. Значит, все-таки не ошибался... Значит, двигался верно... Выиграл?!

Тут я будто слышу его язвительное, скрипучее замечание: "Не случился бы со мной юбилейный стресс. Эта болезнь сейчас в моде. Многие ее не выдерживали и сходили с ума. Все-таки юмора должно хватить", - слышу и умолкаю. Оставляю лишь беглые, но важные для меня заметки на полях его жизни.

КАЗМИНА Н. И один в поле воин // Олег Борисов. Иное измерение. М., 2004.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=118

Док. 626634
Перв. публик.: 21.05.04
Последн. ред.: 21.05.10
Число обращений: 0

  • Ефремов Олег Николаевич
  • Борисов Олег (Альберт) Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``