В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
По телефону - руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов Назад
По телефону - руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов
29 марта в Москве прогремели взрывы в метро. Десятки человек погибли, множество раненых доставлено в больницы Москвы в очень тяжелом состоянии. Что делать людям, которые оказались в эпицентре трагедии? Об этом в интервью Тутте Ларсен и Вадиму Тихомирову рассказал эксперт Михаил Виноградов.

ЛАРСЕН: У нас на линии Михаил Викторович Виноградов, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях. Здравствуйте, Михаил Викторович.

ВИНОГРАДОВ: Здравствуйте.

ЛАРСЕН: Скажите, пожалуйста, что мы подразумеваем под правовой помощью в подобных ситуациях? Правовая помощь - что это такое?

ВИНОГРАДОВ: У меня правовая и психологическая. Поэтому мы оказываем помощь и правовую, и психологическую. Правовая помощь - люди не знают, как найти без вести пропавшего, как определить, что с ним произошло, как признать его, допустим, жертвой теракта, как признать его погибшим и так далее. Очень много юридических вопросов, в том числе и возмещение вреда.

ТИХОМИРОВ: Вот только что объявили в новостях о том, что на сайте МЧС можно узнать имена пострадавших и погибших. Я несколько раз сейчас пытался зайти на сайт МЧС, к сожалению, у меня не получается. Он не заблокирован, видимо, он перегружен.

ВИНОГРАДОВ: В отношении МЧС я не могу ничего комментировать. Он, наверное, действительно перегружен.

ЛАРСЕН: Скажите, пожалуйста, если мы говорим о психологической помощи, это помощь в первую очередь тем, кто оказались свидетелями страшных событий, или это помощь любому человеку, у которого после этих событий возникают панические состояния?

ВИНОГРАДОВ: Мы оказываем помощь не только после этих событий. У людей трагически гибнут близкие, пропадают без вести. Мы оказываем помощь постоянно самым различным людям. Сегодня мы оказываем помощь всем, кто будет к нам обращаться. И пострадавшим, и свидетелям этих событий, и просто тревожным и мнительным людям, которые после теракта боятся зайти в метро.

ТИХОМИРОВ: Вот многие люди пострадали в этом теракте. Кто-то будет компенсировать ущерб их здоровью, и кто это должен делать?

ВИНОГРАДОВ: Значит, вы задаете вопросы руководителю центра, который дает советы, а не возмещает.

ТИХОМИРОВ: Я знаю. Так вот дайте совет.

ВИНОГРАДОВ: Людям, пострадавшим во время теракта, все компенсировать должно государство.

ЛАРСЕН: Вы сказали о том, что ваш центр в том числе помогает людям с повышенной тревожностью. Мне кажется, что когда происходят такие события, то, в общем, 90% населения, как минимум, Москвы начинает существовать в состоянии повышенной тревожности. Может быть, это не так ярко выражено в каких-то клинических проявлениях, но тем не менее сейчас мы разговаривали с нашим корреспондентом Катей Некрасовой, которая была на месте события, она сказала, уходя уже, в частной беседе, за кадром: "Я пойду домой пешком". И мне тоже сегодня, например, предстоит передвигаться по городу, я не хочу заходить в метро, мне не по себе. Что делать людям, которые, возможно, ну, не нуждаются в какой-то очень уж серьезной помощи психолога или специалиста? Можно ли как-то себе самому помочь справиться со страхом?

ВИНОГРАДОВ: Самому себе помочь справиться со страхом можно, если это человек определенного психологического склада личности. Это раз. Можно справиться со страхом, если у человека есть навыки самоуправления, самовоспитания. А в целом, если Катя пойдет пешком, то ей сначала надо дойти до ближайшего пункта психологической помощи. Потому что это уже чрезмерная, неадекватная реакция, не соответствующая ситуации.

ЛАРСЕН: Но, мне кажется, что сегодня каждый человек перед тем, как зайти в метрополитен, хорошенько над этим подумает. Вот вам сегодня приходилось передвигаться в метро?

ВИНОГРАДОВ: Ну, мне на метро не приходится передвигаться регулярно довольно давно уже, хотя время от времени я езжу. И так случилось, что, когда я ехал на машине во время взрыва на "Автозаводской", проезды были перекрыты, я очень опаздывал. Я поставил машину у одной из ближайших станций метро и поехал на метро. Со мной ничего не произошло. Я много лет работаю в очагах поражений. Меня лично это не пугает, равно как и не пугает моих сотрудников. Мы умеем справляться со стрессогенными ситуациями и готовы этому учить других.

ТИХОМИРОВ: Михаил Викторович, скажите, пожалуйста, а вот такого рода ситуации, которые происходят в нашей стране, например, взрывы в метро, скажем так, как-то изменяют генетический код нации или человека?

ВИНОГРАДОВ: Нет, никак. Это одноразовое воздействие, которое никак не влияет ни на что.

ТИХОМИРОВ: А если это регулярно начинает происходить?

ВИНОГРАДОВ: Ну, что значит - регулярно? Регулярно все происходит в Израиле, нация живет и выживает.

ЛАРСЕН: Кстати, в Израиле действительно люди находятся в состоянии постоянного какого-то напряжения и стресса. В какой-то невидимой, а иногда очень даже и видимой войны. И тем не менее научились вполне адекватно на это реагировать. Это работа психологов или действительно уже привычка?

ВИНОГРАДОВ: Это работа психологов, раз. Это привычка, два. Потому что работа психологов использует и привыкание человека к таким ситуациям тоже.

ЛАРСЕН: Мы много раз сегодня говорили о том, что цель подобных терактов - это дезориентировать население, посеять панику, потому что человеком в состоянии страха и паники легче управлять. Можно ли этой цели добиться таким путем?

ВИНОГРАДОВ: Это, безусловно, дестабилизация в стране и морального климата, и психологической обстановки. Но теракты и вообще терроризм родился много лет тому назад. И пока во всем мире он ничего не застабилизировал. Люди привыкают к терактам, борются с терактами, находятся в состоянии противодействия террористам. Очень многое зависит от нас с вами, которые в эфир излагают те или иные версии. И мы должны четко понимать: терроризм есть, он будет, он никуда не уйдет. Россия для терроризма - мишень очень нужная и полезная. И мы должны так же, как в Израиле, просто жить, работать и не обращать внимания на эти теракты, насколько можно. Было, прошло. Я прошу прощения у родственников - похоронили близких, помогли тем, кто остался ранен и жив, жить дальше и самим продолжать жить в память об ушедших, жить полной, полноценной жизнью.

ЛАРСЕН: Спасибо огромное.

Гость: Михаил Викторович Виноградов - психиатр-криминалист, доктор медицинских наук
29.03.2010 15:05 "Шоу Владимира Аверина и Тутты Ларсен"
http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=224905

Док. 626622
Перв. публик.: 29.03.10
Последн. ред.: 20.05.10
Число обращений: 0

  • Виноградов Михаил Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``