В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как бы ни сложилась карьера Николая Еременко завтра.... Назад
Как бы ни сложилась карьера Николая Еременко завтра....
Как бы ни сложилась карьера Николая Еременко завтра - ныне и уже почти четверть века он известен как Жюльен Сорель. В его Жюльене была порода, актер играл не "романтичного" персонажа, но романтического героя - в классическом понимании этого типа. Он играл именно стендалевского Сореля, а не бальзаковского Растиньяка или мопассановского "милого друга". Сорель бросал вызов судьбе, ввязывался в поединок с ней не на жизнь, а на смерть, делал ставку по-крупному - не на женщин, не на любовь, не на деньги и не на власть, а на саму идею жизнестроения собственной волей.

Мятежный герой-любовник затмил собой хорошего советского юношу Алешу (этой ролью Н. Е. дебютировал в фильме своего учителя Сергея Герасимова У озера); его, Сореля, слава не снилась даже отважному старшему механику из Пиратов ХХ века - крутому супермену, делать жизнь с которого мечтали мальчишки в ранние восьмидесятые. Тень Сореля маячит за всеми героями Н. Е. Его надменному взгляду гордеца, загадочной полуулыбке, скороговорке вполголоса, всем его повадкам словно подражают лорд Гленарван (В поисках капитана Гранта) и граф Орлов (Царская охота), каскадер Ерема (Крестоносец) и офицер Ерохин (Я объявляю вам войну).

Именно что подражают. Для того чтобы сыграть полноценное продолжение сюжета, на который актеру повезло в молодости, он должен был получить роль соответствующего масштаба. Но то ли героям, подобным Сорелю, не суждено земную жизнь проходить до половины, то ли им места нет в сознании современников, для которых единоборство с судьбой - сюжет менее актуальный, нежели единоборство с реальностью.

К удачам Н. Е. в последнем десятилетии следует отнести роль Жильца в фильме Белые ночи - современной версии повести Достоевского. Невразумительность режиссуры, к сожалению, отменила фильм как произведение искусства, и потому в случае Н. Е. можно говорить лишь о талантливом эскизе роли, которая имела шанс состояться. Он сыграл нового русского - то ли бандита, то ли бизнесмена, что в общем решительно все равно, так как в характере этого героя присутствует интонация, общая для обеих возможных профессий. Это интонация обреченности, надрывной удали, присущей знанию близкого конца: его Жилец не жилец.

В девяносто шестом Н. Е. решился на режиссерский дебют - снял мелодраму Сын за отца..., где выступил в актерском дуэте с Николаем Еременко-старшим. Пафосная сентиментальность сюжета и лубочный стиль роднят картину с народными хитами Евгения Матвеева Любить по-русски. Сыгранный Н. Е. преуспевающий столичный врач, вступая в конфликт с бессовестными новыми хозяевами жизни, начинает играть по их правилам - и высокий романтизм героя-одиночки, бросающего вызов судьбе, оборачивается вседозволенностью человека, не знающего сомнений в своей правоте.

Инна Ткаченко



Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=309

Док. 626595
Перв. публик.: 20.05.01
Последн. ред.: 20.05.10
Число обращений: 0

  • Еременко Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``