В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПОДДАЕТСЯ ЛИ ИЗМЕРЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬ? Назад
ПОДДАЕТСЯ ЛИ ИЗМЕРЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬ?
Менее двух лет назад считалось, что мир развивается вполне устойчиво и безопасно. И вдруг произошел коллапс, получивший название мирового финансового, а затем и экономического кризиса. Как выяснилось, на тот момент не существовало индикаторов, которые сигнализировали бы о надвигающейся угрозе.
Представляется, что было бы важно в рамках реализации "Основ стратегического планирования в Российской Федерации", утвержденных указом Президента, разработать систему пороговых индикаторов для характеристики устойчивого и безопасного развития как страны в целом, так и для отдельных регионов с учетом их геостратегического положения.
Решение этой задачи фактически оказалось замороженным более чем на 10 лет после того, как в ходе подготовки Советом Безопасности РФ государственной стратегии экономической безопасности, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608, велась разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности РФ. Перечень критериев экономической безопасности РФ и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров были утверждены постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569.
Необходимо создать также единую систему показателей, с которой корреспондировались бы система ведомственных показателей для оценки докладов о результатах основных направлений деятельности министерств и ведомств, а также показателей, используемых для оценки докладов высших должностных лиц субъектов РФ.
Вместе с тем в регионах формируется положительный опыт решения данной, весьма актуальной в условиях кризиса проблемы. К примеру, в Иркутской области были разработаны пороговые значения показателей социально-экономического развития - предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. При этом наряду с такими традиционными показателями, как "Инвестиции в основной капитал" и "Темп роста валового регионального продукта", использовались показатели "Доля инновационно-активных предприятий", "Доля инновационной продукции", "Численность научных работников" и др.
Постоянное приближение к негативному "порогу" (например, по износу основных фондов или дефициту бюджета) должно служить своеобразным сигналом, требующим принятия конкретных решений, нацеленных на исправление ситуации. Приближение к предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности, а превышение пороговых значений - о вступлении субъекта в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности.
Анализ показывает, что в подавляющем большинстве регионов ниже допустимого находятся показатели, отвечающие за способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в свете задач, поставленных высшим политическим руководством страны. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение образовательного, профессионального и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения региональной экономики.
А что будет, если попытаться заглянуть на 50 и более лет вперед? Такие стратегии разработаны в ряде стран. И, очевидно, что здесь придется применять иные критерии устойчивости и безопасности, где еще в большей степени на первый план выйдут природные, экологические, социальные показатели.
Недавно эксперты ООН представили Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2009 "Энергетика и устойчивое развитие", в котором показали, что для стран с социальными проблемами и большим природным потенциалом рост ВВП за счет сырьевого, преимущественно энергетического сектора среднесрочное планирование на его основе может оказаться губительным. Фактически происходит использование невосполнимых природных богатств, ослабление человеческого потенциала и ухудшение среды обитания. Эксперты ООН предлагают истощение невосполнимых природных ресурсов считать вычетом из национального богатства, а затраты на образование граждан - вложениями в прирост человеческого потенциала. При таком подходе критерии устойчивого и безопасного развития переворачиваются с ног на голову.
Для того, чтобы подступиться к решению такого рода проблем и формированию новых мировоззренческих походов, для начала следовало бы в рамках реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. сформировать систему федеральных, ведомственных и региональных программ, портфелей проектов, реализующих стратегические цели территориального планирования страны и социально-экономического развития, обеспечив при этом консолидированный баланс интересов власти, бизнеса и общества, финансовой отчетности государства и бизнеса и механизм их реализации в рамках государственно-частного партнерства.
При этом программа повышения эффективности бюджетных расходов, разработанная недавно Минфином России, должна строиться не из краткосрочных интересов стабильности, а из социально-значимых целей и базовых эффектов, которые должны быть достигнуты как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Иван ИВАНЮК, начальник инспекции межрегиональных проектов и программ Счетной палаты РФ
Опубл. "Советник Президента" N 81 2010 г.

Док. 626581
Опублик.: 20.05.10
Число обращений: 0

  • Иванюк Иван Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``