В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Если задаться целью изобразить Дмитрия Дюжева..... Назад
Если задаться целью изобразить Дмитрия Дюжева.....
Если задаться целью изобразить Дмитрия Дюжева в виде какого-то киногероя, то его карикатурой, конечно, стал бы любой персонаж Бориса Карлоффа, на которого Д.Д. похож и лицом и габаритами. Но, по дьявольской иронии, экранная судьба Дюжева больше напоминает участь карлоффского антагониста, Белы Лугоши из "Эда Вуда". Принятый в "большое кино" из рядов "Бригады", артист тут же оказался в странном положении характерного актера при полном отсутствии характерных ролей. Вынеся на своих накладных плечах балабановские "Жмурки" (первое, что вспоминается сейчас из того фильма - это бутафорский пуленепробиваемый лоб его Семена), он стал, несомненно звездой, которую режиссерам уже некуда было поставить. Бандитская тема в русском кино была уже как бы закрыта, а ничего нового - ни триллера, ни хоррора - на смену ей так и не пришло. Балабанов предложил было Дюжеву место, которое раньше занимал Сергей Бодров-мл. - роль обычного парня (экс-десантник в "Мне не больно"), человека из толпы, но результат оказался настолько же неудачным, насколько и пронзительным. Человек с внешностью монстра Франкенштейна, повторяющий жесты и, кажется, даже реплики покойного Бодрова, казался марионеткой в руках погруженного в депрессию режиссера, героем сломленным, потерянным и погружающимся в пучину тоски. Добавить к этому вспышки яростного немотивированного насилия и получился бы типичный инвалид войны из американского кино. Но нет, время сменилось, пассионарии с коваными подбородками полегли, сели на нары или за дубовые столы кабинетов - и никакого волюнтаризма героям Дюжева больше не позволялось. Он так и остался трагикомической фигурой, растерянным гигантом, потерявшимся в мире лилипутов. Почти смешной, неуклюжий в своей мужской прямолинейности ухажер из "Путешествий с домашними животными", наивный жених из "Куки", откровенно комический физрук из римейка "Розыгрыша".... Выйти из очереди этих, хоть и широкоплечих, но микромасштабных персонажей Дюжеву удалось пока лишь однажды - в "Острове" Лунгина, фактически, в русском "Франциске", где сокрушительная святость главного героя заведомо оттеняется поучительным "неврубоном" его окружения. Конечно, это снова был комизм - но хотя бы имеющий высшую, душеспасительную цель.

Ответственность за актерскую судьбу Дюжева лежит не на нем самом, да и вообще ни на ком конкретно, а на локальных особенностях - фактическом отсутствии народного культа звезд и понятий об удачной актерской карьере (где теперь ребята из "Бумера"? Где Акиньшина? Кто из прохожих узнает Оксану Фандеру, без которой когда-то не обходился ни один русский фильм?). В советское время он ходил бы с бородой, играл бы гегемонов и геологов. В Голливуде покрылся бы татуировками, и стал бы режиссерским талисманом, кем-то вроде Дэнни Трехо. Вместо этого Дюжев числится кем-то вроде Марка Уолберга, вечно "перспективного артиста" - только у Уолберга все-таки были настоящие главные роли! Русское же кино не может схватить никакого внятного, современного, и главное, харизматичного характера (последняя попытка такого рода, "Кремень", все-таки была парафразом старинного "Плюмбума"). И вместо того, чтобы выставить своего героя на экран Пересветом, затерает его. Приходится пробиваться к зрителю отрядом ("Бригада", "Бумер", "9 рота", "Жара"). Отставшие - погибают.

КОРЕЦКИЙ Василий // Актеры настоящего. Вторая серия. СПб.: Сеанс. Амфора, 2009.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1183

Док. 626558
Перв. публик.: 20.05.09
Последн. ред.: 20.05.10
Число обращений: 0

  • Дюжев Дмитрий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``