В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Самба белого мотылька Назад
Самба белого мотылька
В Норильске побывал губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. С его визитом связывали самые смелые надежды на то, что все норильчане, наконец, поймут - что же привнесёт в их жизнь приближающийся референдум?
Самба белого мотылька
Ах, как кружится голова!
Очень кратко мысль Хлопонина можно сформулировать так: не пройдет референдум - придется забрать из норильских денег еще 6 миллиардов рублей, чтобы прокормить Таймыр и Эвенкию. Пройдет референдум - у Норильска ничего не заберут, а в объединенный край сумму на Эвенкию и Таймыр даст государство. Норильск, в свою очередь, тоже получит свой приз - губернатор найдет законную возможность выплачивать суммы, потерянные норильчанами при отмене КВ. Неоднократно губернатор повторил, что это не шантаж.
Шантажом, по его словам, было бы, если он сначала дал бы денег, а потом попросил проголосовать за объединение. Хотя второй вариант, мне кажется, больше напоминает покупку. В этих финансовых хитросплетениях может закружиться голова. Почему, например, только в случае объединения края Федерация готова помогать новому субъекту в виде денежного содержания Эвенкии и Таймыра, а при отрицательном ответе на вопрос референдума откажется от этого? Люди-то на Таймыре и в Эвенкии что так, что сяк останутся в живых... Допустим, что это способ государственного воздействия на регионы с целью достижения намеченного.
Может, это и хорошо - укрупняться. Но трудно не согласиться и с членом Совета Федерации от Эвенкии Юрием Шарандиным, который рискнул предположить, что нынешнее "объединение происходит ради объединения", то есть ради банального сокращения количества субъектов. Видимо, Юрию Афанасьевичу, как и многим другим, не совсем понятен принцип намеченного мероприятия. Если Коми-Пермяцкий автономный округ объединяли с Пермской областью с целью выравнивания бюджетного финансирования, то для нас выравнивание совершенно неприемлемо. Наоборот, нам необходимо, чтобы после объединения у нас появилось больше шансов на привилегии (после возможного принятия закона "Об Арктической зоне"). Это нам и обещают.
Обывателя мало интересуют (может, и зря) инвестиционные проекты объединенного региона, ему нужно точно знать, что выигрывает его личный карман, а иначе зачем направлять свои стопы к избирательному участку. Вот Александр Хлопонин и пообещал, что наполнит эти карманы, по крайней мере тем, что туда недоложили с начала года, а еще и сможет делать это ближайшие три года, за которые нужно будет успеть попробовать принять закон "Об Арктике". Всё предельно просто.
Но совсем недавно появилась информация, что главы автономных округов намерены просить краевые власти законодательно закрепить особый статус их территорий в составе объединенного Красноярского края, так как опасаются, что округа просто приравняют к одному из районов. Именно эти опасения останавливали Таймыр от вхождения в край еще пару лет назад, когда эта идея начала серьезно обсуждаться. Обоснованны ли эти опасения сейчас, однозначно сказать нельзя. Но перестраховаться никогда нелишне. Нужно быть уверенным в своем партнере. Это как в танце: одно неловкое движение и...
Как пишет газета "Красноярский рабочий", большинство жителей южных территорий и столицы края даже и не пыталось понять, зачем край сначала разъединили, а теперь соединяют, а потому могут проигнорировать референдум и провалить явку. Так что эфемерного стремления породниться с когда-то бывшими родственниками только потому, что в глубине души мы по-прежнему едины, недостаточно, чтобы сказать твердое "да" на референдуме.
Смена декораций
В январе 2001 года бывший тогда губернатор Таймыра Геннадий Неделин, рассказывая о результатах отделения Таймыра от Красноярского края и получения статуса самостоятельного субъекта Федерации, отмечал: "С одной стороны, ТАО лишился развитой промышленности и инфраструктуры края, но, с другой стороны, получил мощный стимул к собственному развитию для достижения уже не политической, а реальной экономической самостоятельности, а также избавился от острых социальных проблем, существующих в крае. Тот факт, что средний уровень денежного дохода на душу населения в округе с момента выхода Таймыра из-под юрисдикции Красноярского края увеличился более чем в три раза, уже доказывает, что выход из Красноярского края сыграл положительную роль для нашего округа".
Вскоре произошел конфликт между Норильском и Красноярском, когда подавляющее большинство норильчан высказалось за административное объединение Норильска с ТАО. Красноярск отпускать нас не захотел по вполне понятным причинам, и демарш не состоялся. Теперь всё наоборот: Таймыр готов отдаться Красноярску. Не даром, конечно, а за обещанные деньги. Горячий, страстный танец на белом снегу...
Стоит ответить себе на вопрос: реально ли объединение регионов зависит от исхода референдума? То есть важно ли для власти мнение людей? Формально согласие народа необходимо. Но нам давно сказали, что экономическое объединение уже произошло. Политика в данном случае второстепенна. Хотя если поверить, что в случае необъединения у Норильска в очередной раз заберут деньги, с закрытыми глазами и скрипя зубами можно пойти на что угодно, только бы этого не произошло.
Война за мир
В желании обрести "грёбаные кавэшки" (так, простите, назвал их сам губернатор) главное - не перессориться. Наблюдение за прессой неожиданно заставило меня задуматься именно о психологической окраске предреферендумного периода. В один и тот же день, 21 февраля, в газетах "Красноярский рабочий" и "Заполярный вестник" появились статьи, касающиеся референдума. Тон высказываний авторов различный, но есть одно уникальное, на мой взгляд, совпадение.
"Красноярский рабочий":
"Можно было бы сказать, что кампания за объединение Красноярского края, Эвенкии и Таймыра набирает обороты, если бы она не успела набить нам оскомину, еще толком не начавшись. Пока, по крайней мере, политтехнологи демонстрируют свою полную беспомощность в условиях отсутствия противника... В условиях отсутствия даже воображаемого противника объединения пропагандистская кампания грозит если и не сойти на нет, то просто сработать вхолостую. Если уж говорить о пропагандистской машине советского времени, то справедливости ради надо сказать, что тогда как раз противники были - шпионы, диверсанты, провокаторы, вредители и прочие воображаемые "враги народа", которые, увы, получали совсем не воображаемые сроки и даже свинцовые пули в застенках НКВД... Тем не менее эффект от такого кровавого "пиара" был невероятный".

"Заполярный вестник":
"...Народ наш исторически приучен к тому, что проявлять чудеса сознательности и героизма нужно только перед лицом реальной опасности. В таком случае образ условного врага перед вами: кровные интересы северян попраны, "кавэшки" отобраны, северные пенсии пока лишь только обещаны и тому подобное. Враг у ворот. Вставай, объединяйся, народ".
Последняя фраза из "Вестника" - готовый лозунг для современной революции. Удивительно, как коллеги из разных городов одновременно направили свои аналитические способности на раскручивание идеи врага. Правда, один автор посетовал, что пиар-кампания по объединению грозит провалиться, если не объявится враг, а второй как раз нашел этого врага. Но парадокс в том, что под описание "врага" попадает, простите, государство российское.
Получается, что государство - реальная для нас опасность, перед лицом которой нам предлагают объединяться. При этом сама идея объединения, напомню, принадлежит этому же самому государству. Соглашаясь ее поддержать, мы уступаем врагу?! Взамен ждем от этого же самого врага денег и гарантирующего их закона "Об Арктической зоне". Не просто парадокс, а настоящий абсурд!
Одной цепью скованы
Предлагаю вспомнить еще одну наболевшую тему - преобразование ЕМО "город Норильск" в городской округ. Спешу порадовать, а кого-то - разочаровать, что данное решение пока нельзя считать окончательным. Во время визита в Норильск губернатор Красноярского края Александр Хлопонин заявил: "Решение в отношении Норильска будет приниматься по желанию норильчан в рамках федерального конституционного закона". Уточнение: "По желанию норильчан?". Губернатор: "Конечно". Предлагаю дословный ответ Александра Хлопонина на вопрос: "В чём принципиальное различие между ЕМО "Северо-Енисейский район", которое 18 февраля решением Законодательного собрания было преобразовано в 6 отдельных округов, и ЕМО "город Норильск", которое на основании постановления и соответствующего закона края стало единым городским округом при лишении двух городов своих статусов? Почему в отношении двух ЕМО были приняты различные решения?".
"Никаких различных решений нет. Более того, закон о ЕМО будет регламентироваться федеральным конституционным законом. Вот. И даже я могу вам сказать, что тот закон края, который был принят, он сегодня идет вразрез с федеральным конституционным законом. Когда мы говорим о ЕМО "город Норильск", то на сегодняшний день по закону на самом деле должно быть немного по-другому. Вот. Норильск должен по идее распасться на 4 муниципальных образования. Это так гласит федеральный конституционный закон. В связи с тем, что, во всяком случае, когда я здесь работал еще генеральным директором "Норильского никеля" и когда норильчане сами проголосовали за образование ЕМО, задача, которую мы перед собой ставим на сегодняшний день - это всё-таки чтобы Норильск был единым, или, как он называется, городским округом в полном своем составе, в котором он сейчас находится. Поэтому мы попытались это сделать на уровне краевого закона. Опять-таки, исходя из точки зрения референдума, который здесь проходил, и позиций норильчан (имеется в виду референдум осени 2000 года, когда большинство норильчан высказалось за создание ЕМО "город Норильск" - прим. автора). Значит, мы будем дальше добиваться этого решения, и я думаю, что мы добьем, добьемся того, что мы эту позицию внесем в федеральный конституционный закон. Это уже после референдума и не связано с референдумом, то есть связано с ним напрямую. Сами понимаете, если он состоится, будет федеральный конституционный закон. Если референдум не состоится, тогда не будет этого федерального конституционного закона.
Принципиальное отличие Норильска от Северо-Енисейска заключается в том, что в Северо-Енисейске нет таких проблем, которые есть в Норильске. В Северо-Енисейске есть ряд поселений, расположенных на большом расстоянии друг от друга, которые живут по своим, скажем, правилам. И там, где управляемость огромной территорией, разбросанной не на такой территории, как Норильская площадка, а гораздо большей, существовал единый муниципальный район - Северо-Енисейский, что в принципе опять-таки идет в нарушение действующего федерального законодательства, которое на сегодня существует. Для Норильска это очень важная и принципиальная задача. Более того, могу сказать, что в зависимости от того, как мы будем решать вопрос по Норильску, так же будет решаться вопрос и по Северо-Енисейскому району".
К этому ответу губернатора мы еще вернемся. Сейчас стоит отметить главное: краевой закон, по которому города Кайеркан и Талнах были слиты с Норильском, не соответствует федеральному законодательству. Попытка сделать Норильск единым городским округом еще не значит, что это удалось. Всё еще только будет решаться. Отрадно, что с учетом мнения населения. Попытка обойтись без этого, да еще и вразрез с федеральным конституционным законом, не увенчалась успехом. Правда, не совсем понятно, почему от решения вопроса по Норильску будет зависеть еще и решение по Северо-Енисейскому району. Там-то всё сделано в соответствии с федеральным законодательством...

Елена УШКОВА
gazetazp.ru
25.02.2005

Док. 626519
Перв. публик.: 25.02.05
Последн. ред.: 20.05.10
Число обращений: 0

  • Неделин Геннадий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``