В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Данелия Г. Безбилетный пассажир: `байки` кинорежиссера Назад
Данелия Г. Безбилетный пассажир: `байки` кинорежиссера
- Хорошо бы Коростелева сыграл такой актер, как Сергей Бондарчук. Если уговорите Бондарчука, мы вас запустим. Сценарий мы ему уже послали.

Мы вышли с худсовета растерянные и подавленные.

- Бондарчук - народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Тарас Шевченко, Отелло... Зачем он нам?! - сокрушался я.

- Зря паникуем, - подумав, сказал Таланкин. - Не станет он сниматься в нашей маленькой, простенькой картине.

И с этой надеждой мы поехали к Бондарчуку выполнять решение худсовета - уговаривать.

Бондарчук и его жена Ирина Скобцева встретили нас приветливо, усадили за стол, напоили чаем и угостили заграничным печеньем. Таланкин начал витиевато извиняться, что наш сценарий без нашего ведома послали такому выдающемуся актеру, что мы мечтаем, чтобы Сергей Федорович снимался у нас, но, конечно, прекрасно понимаем, что его не может заинтересовать такая примитивная роль. И что...

- Почему? - перебил его Бондарчук. - Сценарий мы прочитали, роли понравились. Мы с Ирочкой согласны.

Я поперхнулся чаем. Приехали! Директор совхоза "Ясный берег" - Отелло, а деревенская мама Сережи - Дездемона!!! (Бондарчук и Скобцева снимались в фильме "Отелло", на нем и поженились.)

Но куда деваться... И мы с Таланкиным соврали, что очень рады.

Пока у нас был подготовительный период, фильм Бондарчука "Судьба человека" получил Главный приз на Московском фестивале. И Бондарчук полетел в Мексику на фестиваль фестивалей - представлять свой фильм в Акапулько.

А наш фильм мы начали снимать без него.

А когда он вернулся в Москву, в Краснодар, где у нас были съемки, пришла телеграмма: "Связи запуском фильма ,,Тарас Бульба" сниматься в ,,Сережа" не смогу. Понимаю подвожу, но это мечта жизни. Извините. С уважением, Бондарчук".

Мы в панике. Конец сентября, а у нас героя нет! Если срочно не найдем, картину закроют! Начали звонить всем, кто мало-мальски подходил на эту роль. Безуспешно - все заняты.

Тут пришла вторая телеграмма: "Связи закрытием ,,Тараса Бульбы" если еще нужен могу прилететь Краснодар".

И Бондарчук прилетел: энергичный, загорелый, в шикарном заграничном костюме. Я, Таланкин и Ниточкин жили втроем в одном номере, а Бондарчука Циргиладзе поселил в двухкомнатном люксе. (Бондарчук приехал один. Скобцева должна была приехать позже.)

На следующий день снимали сцену: Сережа приносит сломанный велосипед, а Коростелев огорченно говорит: "Да, брат, ловко ты его".

Снимаем крупный план Бондарчука.

- Да, брат, ловко ты его, - улыбается Бондарчук.

- Стоп! Сергей Федорович, здесь Коростелев должен огорчиться.

- Угу. Давайте.

Снимаем второй дубль.

- Да, брат, ловко ты его, - опять улыбается Бондарчук.

- Сергей Федорович, а попробуйте сказать это не так весело. Все-таки Коростелев покупал велосипед, потратил деньги, и за мальчика обидно...

- Угу. Давайте.

Третий дубль - снова улыбается.

Мы, конечно, предполагали, что с Бондарчуком будет работать трудно, но не знали, что до такой степени.

Вечером в тот же день Бондарчук справлял день рождения - ему исполнилось тридцать девять. Он в своем люксе угощал нас ухой, которую приготовил сам на кухне гостиничного ресторана. Уха была вкусная. Но я, когда набрался, высказал имениннику все, что о нем думаю... И что снимать его, Бондарчука, нас насильно заставили, и что он нам всю картину портит, и кто он такой есть...

На следующий день в пять тридцать утра, как всегда, зазвонил будильник. Мои соседи сели на кроватях и мрачно уставились на меня. Тут же открылась дверь, в комнату зашел Циргиладзе, положил на стол трешку и сказал, что сегодня Бондарчук не снимается, и пусть Таланкин угостит его пивом. А я чтобы ехал на съемку, снимал детей и близко к Бондарчуку не подходил! (Мы понимали - если Бондарчук откажется сниматься - это конец.)

Вечером возвращаюсь - у входа в гостиницу стоят Таланкин с Бондарчуком. Я кивнул и хотел пройти мимо.

- Данелия! - окликнул Бондарчук. - Ужинал?

- Нет.

- Пошли в ресторан.

За ужином Бондарчук рассказывал про Акапулько, про прозрачное Карибское море, где плавают рыбы удивительной расцветки и дно видно до большой глубины, про то, как индейцы ныряют с высоченной скалы в прибой, а я все ждал - когда он дойдет до дела, начнет со мной разбираться.

Двадцать один год ждал.

На юбилее, когда Бондарчуку исполнилось шестьдесят, я в тосте сказал, что благодарен судьбе за то, что она подарила мне Бондарчука. Что если бы не его органичное чувство образа и не его советы, фильм "Сережа" был бы много хуже, а моя судьба сложилась бы совершенно иначе.

- Это был только тост или ты так извинился? - спросил Бондарчук, когда я сел.

На правах близкого друга я сидел рядом с юбиляром.

- За что извинился?

- За то, что сказал, что я бездарный и глупый надутый индюк.

- Когда я сказал? Кому?!

- В Краснодаре. Мне.

Надо же, вспомнил!

- И тост, и извинился, - сказал я.

После ресторана мы поехали к нему и продолжили юбилей в узком кругу на кухне.

И Сергей тогда впервые рассказал мне, как получил звание народного артиста.

В фильме "Тарас Шевченко" Бондарчук сыграл главную роль. Фильм имел большой успех. А сам Бондарчук тогда разошелся с первой женой, жить ему было негде и он ночевал на сцене Театра киноактера.

Как-то утром зовут его в кабинет директора к телефону.

- Здравствуй, Бондарчук. - сказал голос в трубке. - Пол-литра поставишь?

- А кто это?

- Василий Сталин беспокоит.

- Здравствуйте. Поставлю... А за что?

- Приходи к шести в "Арагви", узнаешь за что.

Бондарчук не очень-то поверил, что звонил сам сын Сталина, - скорее, это был чей-то розыгрыш, но в "Арагви" на всякий случай пошел.

Его встретили у входа и проводили в отдельный кабинет, где действительно сидели сын Сталина Василий и известный футболист Всеволод Бобров. Василий Сталин положил перед Бондарчуком журнал "Огонек" с портретом Бондарчука в роли Шевченко на обложке. Под портретом - подпись: "Заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Федорович Бондарчук". "Заслуженный деятель" зачеркнуто ручкой, а сверху написано: "Народный артист СССР" и подпись - "И. Сталин".

Пол-литра Бондарчук поставил, - он еще не знал, сколько неприятностей его ждет из-за этой поправки. По правилам, "народного СССР" давали только после "народного РСФСР", а "народного РСФСР" - только после "заслуженного РСФСР". То есть раньше пятидесяти никто этого звания не получал. А Бондарчук "народного СССР" получил сразу, и совсем молодым - ему не было и тридцати. И сразу завистники (а таких всегда было немало) его возненавидели. До перестройки ненавидели тайно, а после перестройки - явно. И не было тогда ни одной статьи, ни одного выступления об отечественном кино, в которых - надо - не надо - не поносили бы Бондарчука. Его, первого нашего обладателя "Оскара", даже делегатом на съезд кинематографистов не выбрали. Не попал в число четырехсот достойных.

Бондарчук переживал, но виду не показывал. Тогда ему очень помогла Ирина Скобцева, ее поддержка и забота.

В начале девяностых актер Арчил Гомиашвили пригласил меня в свой ресторан "Золотой Остап" встречать Новый год. Я позвонил Бондарчуку, поздравил с наступающим и спросил, где они встречают.

- Дома, - сказал Бондарчук. - Вот с Ирочкой сидим.

Обычно Бондарчуков приглашали на прием в Кремль.

Я позвал их в "Золотой Остап".

- Сейчас у Ирочки спрошу. - И после паузы: - Она хочет.

Мы с Галей заехали за Бондарчуком и Скобцевой и поехали в "Золотой Остап". Через некоторое время в ресторане появились Федор и Алена, дети Бондарчуков. Очень хорошо мы встретили тот Новый год.

Сергея Бондарчука хоронила вся Москва. И фильмы его до сих пор живы и идут по всему миру.

ДАНЕЛИЯ Г. Безбилетный пассажир: "байки" кинорежиссера. М., 2005.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=114

Док. 626500
Перв. публик.: 20.05.05
Последн. ред.: 20.05.10
Число обращений: 0

  • Бондарчук Сергей Федорович
  • Данелия Георгий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``