Вклад Виктора Божовича в развитие отечественной киномысли был бы огромен даже в том случае, если бы ограничивался одним только переводом и публикацией (впервые в СССР) книги Андре Базена "Что такое кино?". Однако и сам В. Б. - фигура принципиально важная, хранитель живой академической традиции, способный на крупномасштабную искусствоведческую рефлексию и неподвластный модным теоретическим искусам.
Как теоретик, В. Б. изучает взаимодействие и взаимовлияние искусств, становление самосознания кинематографа. Развивая мысль Базена о мифе тотального реализма как "отце" кинематографа, он обогащает представление о корнях киноискусства, которые обнаруживает в разнообразных проявлениях европейской (прежде всего французской) культуры девятнадцатого века: от бульварного романа до прозы Пруста.
В многочисленных книгах В. Б., насыщенных громадным энциклопедическим материалом, выстроенных как изящные, но прочные конструкции, не сразу замечаешь россыпь тонких и удивительно точных наблюдений, каждое из которых, в сущности, "тянет" на отдельную книгу.
Как просветитель, В. Б. на протяжении десятилетий знакомит читателей с Рене Клером, Жаком Фейдером, Жаком Тати, Ингмаром Бергманом, Лукино Висконти, создавая их блистательные портреты, составляя сборники об их творчестве, переводя их труды и не жертвуя ради доступности высоким интеллектуальным уровнем даже в брошюрах.
Как критик, В. Б. оценивает явления современного кинематографа по "гамбургскому счету", неизменно размышляя о причастности того или иного художника к саморазвитию киноязыка. Соображения о "сверхтекстуальности" и философском аспекте кинематографа Киры Муратовой, муляжности американских фильмов Андрея Кончаловского или об антиинтеллектуализме Андрея Тарковского обязаны острой критической наблюдательности критика и фундаментальным знаниям ученого.
Михаил Трофименков
Нина Цыркун
Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001