В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В фильме `Женя, Женечка и ,,катюша`` образ Даля.... Назад
В фильме `Женя, Женечка и ,,катюша`` образ Даля....
В фильме "Женя, Женечка и ,,катюша"" образ Даля нес тему мальчишки на войне, причем тема трактовалась в жанре комедии. Комизм "Жени, Женечки..." рождался из несоответствия книжных романтических представлений о войне и ее суровой реальности, несоответствия благородных и искренних намерений Жени Колышкина и его возможностей. Но комические ситуации "Жени, Женечки..." постоянно балансируют на грани трагического исхода. Сам облик героя, пронизанный детской беспомощностью, как будто намекает на неотвратимость печального конца. Правда, обязательной для трагедии гибели главного героя не происходит. Точнее, в конце фильма производится особого рода подмена. "Не от мира сего" школяр становится исправным солдатом и доживает до победы. Погибает обычная, земная Женечка. Фактура Даля заявляет себя как компонент трагикомедии. [...]

В фильме "Старая, старая сказка" О. Даль исполняет роль кукольника - солдата. Фантастические ситуации, причудливые декорации и костюмы включают героя Даля в жанровую структуру фильма-сказки. Но вместе с тем физическая фактура Даля уточняет жанровое своеобразие фильма. Она прочитывается в фильме как облик взрослого человека, по-детски верящего в сказочную мечту. Облик актера в сказочной части фильма, вопреки поведению его бравого солдата, вносит в фильм грустную лирическую ноту, поддержанную невеселой концовкой, - в реальной жизни все заканчивается совсем не так радостно, как в сказке.

В фильме "Король Лир" О. Даль выступил в роли Шута. Еще один вариант обычной для Даля темы взрослого ребенка, вписанный, однако, в структуру трагедии. По словам Выготского, трагическому герою в первую очередь присущ максимализм. Он "с максимальной силой борется против абсолютных и непоколебимых законов". Здесь фактура актера, говорящая о незрелости и слабости, становится формой бытия трагедийного героя, который наделен "максимальной силой" детской чистоты, обеспечивающей способность предвидения. Человек с душой и лицом ребенка видит истину раньше других. Его слишком ранние откровения - трагическая борьба против неколебимых законов жестокости и сознательного самообмана. Наконец, роль неверного мужа, сыгранная О. Далем в одной из новелл кинокомедии "Не может быть". Тоже тема "взрослого ребенка", но на этот раз черты инфантильности оборачиваются крайней беспомощностью, бесхарактерностью, трусостью и безответственностью, представленными актером легко, достоверно, искренне и, вместе с тем, подчеркнуто артистично, остро, форсированно. Актер органично вписывается в структуру бытовой комедии с элементами эксцентризма.

КУЗНЕЦОВА В. Кинофизиогномика. Типажно-пластический образ актера на экране. Л., 1978


http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1273

Док. 626358
Перв. публик.: 19.05.80
Последн. ред.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Даль Олег Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``