В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Само собой разумеется, Давыдов в школьные годы был...... Назад
Само собой разумеется, Давыдов в школьные годы был......
Само собой разумеется, Давыдов в школьные годы был непременным участником самодеятельных драмкружков. [...]

В 1948 году Давыдова, дипломированного актера, вызвали на пробы в группу фильма "Встреча на Эльбе". Предложили роль не главную, но заметную. И не утвердили: "Вы не похожи на немца". Попробовали на другую: "Вы не похожи на американца".

Владлен Давыдов оказался гораздо убедительнее в форме советского офицера Кузьмина, который остановился весной 1945 года на берегу Эльбы, прислушиваясь к тишине после боя. Улыбающегося ветру, разгоняющему дым пожарищ... [...] На студии привычно связывали облик героя-воина с персонажами Н. Крючкова, Б. Андреева, И. Переверзева. Режиссер же отстаивал Давыдова. [...] Лучшие черты облика и натуры молодого актера совпали в представлении миллионов людей со свойствами, которыми наделялись в годы разлуки, в минуты потерь, в предчувствии встречи те, кто добывал победу. Об этом писали актеру в тысячах писем.

Конечно, в то время Давыдову не хватало опыта. На экран принес он не навык профессионала, а собственное мироощущение. Собственные прямодушные и горячие размышления о пережитом. [...]

Вскоре последовало приглашение великого мастера комедии И.А. Пырьева на одну из главных ролей в фильме "Кубанские казаки". [...] Тепло приняли зрители Николая Ковылева, лихого джигита, нежного, застенчиво-влюбленного. И все же, если бы Давыдов мог самостоятельно решать свою судьбу. То, наверное, бросил бы все, получив в разгар съемок "Кубанских казаков" телеграмму из Ленинграда. Режиссер Г.М. Козинцев предлагал ему пробу на роль Белинского в одноименном фильме. Тут стоило рисковать в надежде найти свой путь, обрести себя. Но кинопроизводство - жестокая штука. Администрацию группы "Кубанские казаки" не устраивало участие одного из основных исполнителей в другом фильме. [...] В то время каждое приглашение в кино являлось событием в жизни актера. Давыдову везло. После "Кубанских казаков" он снялся в приключенческой ленте режиссера К. Юдина "Застава в горах". Вновь крупное режиссерское имя, вновь главная роль. [...] И хотя, как понимал актер, в этом успехе был элемент повторения пройденного, все же работа в кинематографе подарила ему драгоценное ощущение общественной значимости, необходимости профессии. [...] За участие в новом спектакле "Вторая любовь" Владлен Давыдов был вторично (после фильма "Встреча на Эльбе") удостоен Государственной премии. Но чувство неудовлетворенности возникало у него от сознания разлада между актерским успехом и творческой скудостью некоторых своих ролей. [...] Из-за работы в театре он вынужден был отказаться от нескольких ролей в кино. [...] Режиссер Гр. Рошаль предложил Давыдову роль Алексея Бессонова в экранизации романа "Хождение по мукам". [...] Если Давыдову не пришлось сыграть всю круговерть ликов своего героя, то многие существенные штрихи его литературного портрета актер уловил и воплотил интересно и точно. Бессонов у него значителен, уверен, красив в окружении людей, из которых "никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадая ко всему острому, раздирающему внутренности". Мессией разрушения появляется Давыдов-Бессонов в доме Смоковниковых. С какой-то подчеркнутой готовностью и привычностью начинал свою проповедь о неизбежной гибели искусства. В рисунке образа Бессонова, предложенном актером, сочетаются любовь к позе и усталость от позы. Лишь в эпизодах с Дашей Бессонов становится несколько иным - взвинченным, растерянным. [...]

Если б фильм "Сестры" вышел на экран вскоре после "Кубанских казаков" и "Заставы в горах", новая роль Давыдова явилась бы неожиданностью для многих. Дистанция в пять лет притупила контраст. [...]

Журналисты любят сравнивать известных актеров с людьми "земных" профессий. Похож на студента, или на физика, или на крестьянина. Это звучит всегда как комплемент. При первой же встрече с Давыдовым не ошибешься - он актер! Может быть, его выделяет особая подтянутость и свежесть, рожденная сознанием интереса и внимания окружающих. Может быть, элегантная непринужденность, свойственная человеку, привыкшему многие часы своей жизни проводить наедине со зрителем. [...]

"Актер обязан много знать и думать" - для него самого в этой фразе кредо профессиональное, гражданское. Жаль, что индивидуальность, его не сразу уловили кинематографисты, не заметив аналитических способностей и наклонности к сложным психологическим ролям, заряженным мыслью, проблемой. Немного можно сказать о таких киноработах Давыдова, как Ольсен в "Человеке-амфибии". Он мало выразителен, но и сама роль слишком поверхностна. [...]

Из тридцати шести театральных его ролей я видел многие [...] После каждого спектакля крепла убежденность: стихия актера - яркие характеры. Для Давыдова характер - прежде всего сложнейшая система поведения персонажа на сцене, обусловленная мироощущением последнего, содержанием и ходом его размышлений о жизни, об окружающих. [...] Я несколько раз слышал от Владлена Семеновича слова В.И. Качалова: "Как я работаю над стихами? Вдумываюсь в смысл, ищу отклика в душе и нахожу нужную форму". В устах Давыдова признание это обретало всякий раз чеканность афоризма, заповеди. Каждый этап качаловской триады важен для Давыдова - здесь "соль" его работы, источник интереса и удовлетворения. [...] Понятна увлеченность, с какой актер вспоминает работу над образом маршала К. К. Рокоссовского в киноэпопее "Освобождение". [...] На первый взгляд драматургия роли не выигрышна. Верность истории выдержана в сценарии с аскетической последовательностью. Никаких попыток "утепления" персонажей исторически реальных. [...] Самым важным и дорогим В. Давыдов считал эпизод обсуждения плана операции "Багратион" в Ставке Верховного Главнокомандующего [...] когда Сталин, не согласившись с предложением Рокоссовского, приказывает ему выйти из кабинета. Не правда ли, как объемна и остра эта ситуация? И как трудна она для актера. Ведь реальная обстановка исключала проявление К.К. Рокоссовским любых эмоций. [ ...] Лишь на мгновение "позволил" актер своему герою нарушить четкий, энергичный ритм совещания. Мгновение, не более [...] Ну и наконец о веселом. Именно таким получился телевизионный фильм, музыкальная комедия "Табачный капитан", где Давыдов сыграл Петра I. [...] Сам факт приглашения Давыдова на эту роль примечателен. Значит личная значимость актера убедила режиссера И. Усова: в такого Петра поверят. Правда, в первых эпизодах Петра I был нарочито сосредоточен, малоподвижен. Но тем более проступала на палитре режиссера и актера столь желанная краска - юмор. [...] Юмор - грань отношения к образу - украсил лучшую сцену Давыдова: встречу с капитанами, вернувшимися после учебы из Голландии. [...] В "Табачном капитане" актер удивил зрителей изящным лицедейством, пластичностью, темпераментом.

А. МЕДВЕДЕВ

Владлен Давыдов М., БПСК, 1974.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=6615
19.05.2010

Док. 626354
Опублик.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Давыдов Владлен Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``