Кому дано сегодня право решать судьбу региона на десятилетия вперед.
Четыре месяца прошло с момента образования округа. Много было написано в средствах массовой информации, озвучено с экранов телевизоров, написано в научной литературе. Страна говорила о Комплексной долгосрочной стратегии развития стратегически важного региона. Все понимали, что разрабатывать такой документ необходимо комплексно, силами, как науки субъектов СКФО, так и лучшими представителями российской научной школы. Ведь тех, кому небезразлично будущее Северного Кавказа - миллионы. Реальность оказалась серой и унылой. Неизвестно каким образом, но тихо занимается разработкой этого документа абсолютно сторонняя организация, проходят слушания. Да и ладно, наверное, именно эта консалтинговая компания предложила что-то потрясающее для Полпреда, если именно ей доверили право стать единственной и лучшей в деле принятия решений по определению пути дальнейшего социально-экономического развития региона.
Неужели научный потенциал Ставрополья, Дагестана, Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чеченской республики не имеет колоссального опыта, работ и предложений для участия в работе над этим документом? Ведь в формате Южного федерального округа, существовавшего до 19 января 2010 года с 13 субъектами Федерации, работало 313 научных организаций, в которых было занято более 30 тысяч ученых! Именно учёными Юга России за многие десятилетия накоплен огромный исследовательский опыт, который нужно и важно использовать в рамках СКФО. Знания особенностей социально-экономического развития, которыми владеют ученые-кавказоведы сегодня, как никогда, необходимо и обязательно внедрять в практику будущего строительства. Есть Южный научный центр РАН, в каждом субъекте СКФО есть подразделения Российской академии наук.
Ниже приводится таблица, составленная по данным Федеральной службы государственной статистики, где наглядно показан мощный интеллектуальный ресурс Северного Кавказа, незадействованный в процессе разработки стратегического документа.
Документа, по которому республики и Ставропольский край будут обязаны жить и трудиться до 2030 года.
Научный потенциал Северо-Кавказского федерального округа. | число организаций, выполнявших исследования и разработки 2008 | численность персонала, занятого исследованиями и разработками, 2008г. | численность исследователей с учеными степенями, 2008г. | Республика Дагестан | 31 | 1778 | 523 | Республика Ингушетия | 4 | 83 | 31 | Кабардино-Балкарская Республика | 14 | 678 | 253 | Карачаево-Черкесская Республика | 5 | 507 | 121 | Республика Северная Осетия - Алания | 14 | 686 | 166 | Чеченская Республика | 6 | 333 | 173 | Ставропольский край | 21 | 2076 | 401 |
Это только исследователи, которые живут и работают в научных учреждениях субъектов СКФО. А сколько инновационных разработок по этому региону было предложено учёными в других городах и центрах России? Сотни тысяч. Теперь им не суждено увидеть внедренные результаты своего труда. В том формате, в котором сегодня предлагается проект Комплексной стратегии, это будет не документ для внедрения, а очередная отписка. Перечень опорных (приоритетных) инвестиционных проектов, реализация которых предусматривается Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа в период 2010-2020 и на период до 2030 года, не выверен с точки зрения создания новых рабочих мест, решения проблемы безработицы, а что еще очень важно, с точки зрения комплексного развития территории. Отсутствие четких представлений и целей, неверная оценка природно-ресурсного и трудового потенциалов, увеличивающегося демографического роста , не соотносятся с масштабностью заявленных задач, а применяемые в расчетах заграничные методики и технологии других стран, явно отличающихся от северокавказской тематики, предопределяют появление неточных экономических оценок. По-прежнему, необходим комплекс мер экономического и правового характера, в рамках которых можно найти взаимоприемлемое решение и сбалансировать интересы как Федерации в целом, так и субъектов Северного Кавказа.
Для успешного развития экономики в Северокавказском регионе опыт других и российских регионов ограничен в применении, требует адаптации не только к их современным экономическим возможностям и потребностям, но и также национальным и историческим особенностям, к территориальным и межпоселенческим проблемам. Это возможно только при консолидации усилий и взаимодействии органов власти всех субъектов Северного Кавказа. Интеграционный потенциал республиканских экономик требует решения не только важнейших стратегических задач по обеспечению экономической (и не только экономической) безопасности, но и объединения общих усилий республиканских администраций для формирования конкурентного цивилизованного рынка в рамках регионального обмена.
www.viperson.ru
Viperson
Док. 626350 Перв. публик.: 19.05.10 Последн. ред.: 20.10.10 Число обращений: 0
Липина Светлана Артуровна
|