В центр второй серии фильма поставлен конфликт между двумя партизанами: Коренным (С. Чуркин) и Пинчуком (К. Григорьев). В таком виде, в каком он представлен в картине, этого конфликта в романе нет, и героев тоже таких нет, хотя Коренной сохранил некоторые черты своего книжного прототипа. Столкновение Коренного и Пинчука вобрало в себя несколько весьма глубоких нравственных коллизий партизанской войны, затронутых в романе, этим персонажам переданы и некоторые жизненные истории других героев романа. И фигуры двух партизан получились живыми, их отношения полны подлинного драматизма, их спор обнажает проблему реальную и сложную. Это спор о гуманизме, приобретающий в условиях беспощадной партизанской борьбы особую остроту и напряжение. Коренной в этом споре утверждает, что бесчеловечности врага мы должны противопоставить не только силу оружия, не только несгибаемую волю к победе и самоотверженность, но и подлинную человечность, утверждает, что и в нечеловеческих обстоятельствах необходимо хранить человеческое достоинство. И правда на его стороне, а не на стороне Пинчука, уверенного, что жестокости фашистов мы должны противопоставить такую же жестокость, считающего слюнтяйством то, что не соответствует его очень уж "утилитарным" представлениям о военной целесообразности. Сейчас, когда от изображаемых в фильме событий нас отделяет уже три десятилетия, ясно, кто прав в этом споре. Но в то время истина не была столь очевидна, да и неверную точку зрения защищает человек храбрый, готовый пожертвовать своей жизнью и гибнущий в бою. Нет, этот конфликт между Коренным и Пинчуком не похож на задачку, ответ которой мы знаем заранее...
ЛАЗАРЕВ Л. Когда воюют все... // Советский экран, 1972, N 2