В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Поминальная молитва` Григория Горина Назад
`Поминальная молитва` Григория Горина
октябрь 1989 "Поминальная молитва" Григория Горина по произведениям Шолом-Алейхема в постановке Марка Захарова в "Ленкоме"

Художник О. Шейнцис.

В ролях: Е. Леонов, В. Стеклов, Л. Матюшина, А. Абдулов, В. Ларионов, Е. Шанина, Т. Пельтцер.

С реабилитацией "еврейской темы" на экраны и сценические подмостки выпущены (в разных вариантах - от драмы до мюзикла) "Закат" Исаака Бабеля и "Тевье-молочник" Шолом-Алейхема. От "Поминальной молитвы" (пьеса Григория Горина по мотивам "Тевье-молочника" и других произведений) публика ждет специфического "одесского" юмора, стремительного захаровского действия и фирменного ленкомовского блеска. Между тем Марк Захаров сознательно ослабляет в спектакле многое из того, что может быть связано с национальным колоритом, стремясь к "общечеловеческому". Евгений Леонов - Тевье (последняя работа артиста) - играет не просто местечкового еврея, молочника из Анатовки, но "всеобщего" отца, способного согреть своим теплом и мудростью все живое вокруг. Однако философствовать и напрямую общаться с Богом его персонажу можно тогда, когда это можно еврею - в свободное от работы и сюжета время. Глобальных обобщений в роли, как и в спектакле в целом, не случается. Сцена погрома (несмотря на дополнительно приданную ей усиленными режиссерскими средствами эмоциональную нагрузку) остается печальной бытовой подробностью - без толики житейской философии не обошлось, но ничего экзистенциального. Что в целом, вероятно, не входит в противоречие с мироощущением и самого Шолом-Алейхема, и его героев. Впрочем, вкус пока еще не изменяет Захарову, и патетичных сцен в спектакле не так уж много, а сентиментальность выглядит приметой писательского стиля. Характерно, что запоминающимися удачами "Поминальной молитвы" становятся как раз те эпизоды, где артистам разрешено порезвиться на национальной почве. С концертным шиком играет Менахема-Мендла Александр Абдулов, эффектно подавая горинские репризы (его незабываемое "Мамаша, ориентируйтесь!" обращено к трогательной старушке Татьяне Пельтцер), ему вторит Всеволод Ларионов - Лейзер-Волф, блистают в хореографии бродвейского уровня молодые артисты, а из-за задника выглядывает меланхоличная живая лошадь. Неизменные овации вызывает фраза Лейзер-Волфа: "Зачем еврею из Анатовки ехать в Америку?" - и это немудрено: спектакль выходит на волне массовой "четвертой волны" эмиграции.

ШИТЕНБУРГ Лилия. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. V. СПб, Сеанс, 2004

01.03.2004
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=219

Док. 626332
Перв. публик.: 01.03.04
Последн. ред.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Горин (Офштейн) Григорий Израилевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``