В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Знаком беды - великой, малой и белой русской беды - мечены основные герои, сыгранные Владимиром Гостюхиным. Назад
Знаком беды - великой, малой и белой русской беды - мечены основные герои, сыгранные Владимиром Гостюхиным.
Знаком беды - великой, малой и белой русской беды - мечены основные герои, сыгранные Владимиром Гостюхиным. Впрочем, этому актеру мало идет термин "игра", столь неистово, плотно, без остраненного зазора проживает он все драматические и трагические повороты судеб обыкновеннейших, казалось бы, людей. По исключительной силе эмоциональной природы В. Г. схож с неутомимыми искателями справедливости, белорусскими печальниками о горестях родной земли - Василем Быковым и Алесем Адамовичем. Простой советский человек как трагический герой истории - так можно определить доминанту творчества актера. Сам его облик хмуроватого работяги,честного муравья гигантской Системы, который с неба звезд не хватает, но до получки дотянет всегда, словно просится на плакат из незабвенных времен "Идут хозяева земли, идет рабочий класс". Истинные герои В. Г. - люди базиса, почвы, опоры, и оттого все, что с ними случается, затрагивает сущность жизни, ее глубину глубин.

Как правило, он оказывается в ситуации Испытания, мытарства, а то и катастрофы, напрягающей всю душевную суть. Тяжелое облако надрыва, боли и тревоги окутывает это простое незатейливое лицо, становящееся в такие минуты предельно выразительным. В. Г. - из беспокойных художников, из тех, кто бередит раны и заставляет плакать. Такие актеры, не имеющие в составе ничего расхоже-специально "актерского", будто посланы "от имени и по поручению" своего народа замолвить за него слово. Народность В. Г. никогда не опускалась до массовидной льстивой пошлости. Он не воспевает, но и не разоблачает своих героев, а как прилежный бурлак тянет с ними ношу Бытия. Сострадая катастрофическому падению его Рыбака (Восхождение Ларисы Шепитько), никак не можешь забыть того необъяснимого обстоятельства, что это - несомненно хороший человек. Но, дойдя до черты, за которой надо либо взлетать, либо падать, Рыбак не находит в себе силы духа, дающей право и возможность подвига. Ограниченность национального самосознания, с трудом и тревогой заглядывающего за границы обыденности, В. Г. воплощает как никто. Застигнутый в фильме Миндадзе-Абдрашитова Охота на лис древним и грозным Эросом, смирный мастер-физкультурник так до конца и не поймет, что с ним стряслось и что за мучительная тяга толкает его к странным свиданиям в тюрьме с юным хулиганом, который его же и побил. Непосильны и непознаваемы для многих героев В. Г. властные требования жизни - истории, взваливающей на эти крепкие, но не богатырские плечи тяжелую ношу. Недостаток сознания при ярком душевном горении и жажде "правды и справедливости" в сочетании с предельной житейской неприхотливостью свойственны русскому народу и всегда толкали и будут толкать его на путь опаснейших заблуждений.

Герои В. Г. - не просто советские люди, но настоящие советские люди, верующие в понятный и немудреный идол-идеал. Матрос-большевик из Моонзунда, добродушный и толковый, с неподдельным интересом спрашивает у своего командира, в чем смысл жизни, но распоряжается при том чужими жизнями лихо, по-большевистски. Служить кумиру отвлеченной "справедливости" - значит избавить себя от пытки рефлексии. А начнешь думать насчет того, что за "справедливость" гуляла на русской земле в двадцатом столетии, - недолго и в пролет лестницы рвануть. Так оно и вышло с человеком по имени Николай Кузнецов из картины Михаила Пташука Наш бронепоезд - честно воевал, честно трудился, честно расстреливал безоружных людей, будучи начальником охраны лагеря, и теперь честно хочет понять, в чем его обвиняют. А вина в том,что просто-напросто его не должно быть: и двигателям Системы не нужны такие пытливые винтики, и силы Провидения не заинтересованы в столь смиренном и бессознательном человеческом сне, где правда намертво спаяна с ложью.

Вот и все, отшумела беспримерная русская историческая гулянка - пожалуйте на кладбище Времен. Вот вам чуть-чуть забвения и много водки - водки не от избытка жизни, от невозможности и ненужности ее. Надрыв, с которым В. Г. существует в Смиренном кладбище, вечно при могилах, с ребенком-дебилом, в угаре дикого алкогольного распада, мучил безысходностью. Актер не щадил ни себя, ни зрителя.

Но пришло спасение советскому человеку в воплощении В. Г. - и пришло оно, вестимо, от Никиты Михалкова. Он избавил В. Г. от трагической вертикали, предполагающей взлеты и падения (на взлет нет сил, а разобьется - жалко) и даровал стремительное горизонтальное движение. В Автостопе и Урге... В. Г. - шофер. Он, конечно, советский - но прежде всего русский. Он продукт системы - но и дитя природы. Он немножко дурачок - но такой славный, такой душевный, такой родной. Генеральное послание режиссера цивилизованному миру - "поверьте, мы хорошие!" - В. Г. озвучивает с исключительным прилежанием и веселой отвагой. Благословенная русская природа в величавой зимней ипостаси, на лоне которой герой В. Г. принимает срочные роды у жены, ласково глядит на своего сынка...

В Урге... В. Г. вырастает до исполинского символа. Мера обобщения взята в этой притче предельно возможная. В. Г. - Русский. Не просто обыкновенный русский шофер на заработках, заплутавший в китайских степях, со всем набором характерных черточек - конечно, это есть, и как этому не быть у реалистического Михалкова и народного В. Г., - но вконец замученный на дорогах истории, плачущий от неизбывной боли комок огромной бесформенной Русской души, потерянный, преданный, всеми брошенный в отчаянной безбожной пустоте. В колебании между справедливостью и милосердием режиссер выбрал милосердие. От лица мудрого Востока он приютил Русского, щедро накормил и подарил надежду когда-нибудь добраться до Дому... Потерпи, сынок, обойдется.

МОСКВИНА Татьяна. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

01.03.2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=223

Док. 626327
Перв. публик.: 01.03.01
Последн. ред.: 19.05.10
Число обращений: 0

  • Гостюхин Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``