В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
....я (Соня) и Миша, работаем над фильмом `Бегство мистера Мак-Кинли`.... Назад
....я (Соня) и Миша, работаем над фильмом `Бегство мистера Мак-Кинли`....
1974-й. Ранняя весна. Мы: я (Соня) и Миша, работаем над фильмом "Бегство мистера Мак-Кинли". Маленькой съемочной группой летим во Франкфурт-на-Майне для документальных съемок "Западного мира". [...]

Я (Соня) предлагаю ехать в гости к Гердту. Нет, нет. не просто в гости - Дюссельдорф тоже неплохой город - будем снимать и его для фильма. Все немедленно поддерживают. Вечером созваниваемся с Гердтом.

Назавтра в 7.00 отправляемся в Дюссельдорф. Здесь, у отеля-небоскреба, видим маленькую знакомую фигурку Гердта, легко лавирующего в стойбище припаркованных автомобилей в направлении нашего подъезжающего "микрика". Расцеловались, попялились друг на друга, познакомили с членами нашей и немецкой группы, у последних улыбка так и не сползала с лица весь оставшийся день. Гердт сел с нами в "микрик" и повез в театр, где гастролировали образцовцы. У театра, помню, протиснулись через толпу желающих купить билеты на вечерний спектакль, Гердт по вел нас - прежде всего кормить и поить в театральном кафе. Прославленному артисту быстро и весело прислуживали. Затем он ввел нас в пустой притемненный зрительный зал, усадил в первые ряды, затем куда-то скрылся. И вдруг появился на авансцене, раздвинув занавес. Немцы бешено захлопали. Для нас и для них Гердт сыграл несколько великолепных фрагментов из "Обыкновенного концерта"! Да почти целый спектакль! Не было предела радости всей нашей группы. Стали было прощаться, но он решил поехать с нами, показать нам город, посмотреть нашу работу.

На одном из людных перекрестков великий артист прошелся в толпе перед нашей съемочной камерой.

Немцы не верили своим глазам: какая щедрость, какая дружба!

Мне и сейчас кажется, что немецкий продюсер тревожился: "не придется ли платить большие деньги за кадр, снятый нами с участием такой знаменитости".

Да, к этому времени Гердт был уже кинознаменитостью. После "Золотого теленка", где он сыграл Паниковского, популярность его в СССР была огромной, всенародной, его знали все, точно так, как знают и любят его все в России сейчас.

Великий знаток и мастер актерского искусства Сергей Герасимов равнял Гердта в этой роли с Чаплиным. А инспектора ГАИ еще издали широко улыбались ему, раскланивались с ним и отдавали честь: "Паниковский!!!" Здесь уместно заметить, что участие нашего друга в фильме "Бегство мистера Мак-Кинли" не ограничилось упомянутым кадром, хотя он, конечно, украсил фильм. Гердт согласился озвучить главную роль фильма, роль мистера Мак-Кинли, которого отлично сыграл Д. Банионис.

Гердт внес в эту роль свойственные, может быть, вообще ему одному юмор, лиризм и философичность. [...]

Возвращаясь во Франкфурт-на-Майне, я (Соня) рассказывала притихшим спутникам о нашей с Гердтом далекой довоенной юности. Когда наш Зяма был еще худеньким юношей и уже очень талантливым, интересным человеком искусства. Мы с ним работали и учились в московском театре-студии под руководством В. Плучека и А. Арбузова. [...]

Гердт, еще не Зиновий Ефимович, а просто Зяма, тогда еще не хромал. В первый же месяц войны Гердт и еще много наших студийцев ушли добровольцами на войну.

Прошли годы.

Многие не вернулись.

И вот в Москве, поздней осенью 1946 года я увидела Гердта.

В шинели, тяжело хромающего.

Тогда уже Зиновий Ефимович Гердт решил связать свою творческую судьбу с театром С. Образцова, и с тех пор много лет он был на сцене в блестяще сыгранных ролях. Его счастливым куклам достался весь его талантливый юмор, сарказм, обаяние и душевное тепло. [...]

В 1966 году мы начали ставить "Золотого теленка". Я уговорила М. Швейцера пригласить на роль Михаила Самуэльевича Паниковского [...] Зиновия Ефимовича Гердта. М. Швейцер уже попробовал на роль одного знаменитого (и тогда уже и в дальнейшем) артиста. И вот при шел на кинопробу наш друг Зяма Гердт. Боже, что это было!

Была неотразимая правда жизни. Совсем без старания и напряга.

Был Паниковский - часть живой российской жизни. Вобравший в себя всю эту многосложную киевскую жизнь. [...]

Была яркость, была мера. была сама живая жизнь, но еще ярче, еще живее самой жизни, ни грамма притворства, ни грамма "игры", ни миллиграмма нажима. Была высокая эксцентрика, ни на йоту не переступающая границ достоверности. Гердт - аристократически естествен. Просто З. Гердт близко знал этих людей и эту жизнь. [...]

Так воскрес из книги м живет и будет жить Паниковской. [...]

Сам же Зиновий Гердт - это очень мною и тяжело трудящийся художник - человек, мгновенно и легко приходящий на помощь друзьям в любую трудную минуту их жизни.

МИЛЬКИНА С., ШВЕЙЦЕР М. Здравствуй, Зяма, и спасибо тебе! // ЭиС. 1996. 19-26 сент

01.03.2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=191

Док. 626202
Перв. публик.: 01.03.01
Последн. ред.: 18.05.10
Число обращений: 0

  • Гердт Зиновий Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``