В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кино живет за счет героя. Оно сокращает расстояние между ролью и живым человеком...` Назад
Кино живет за счет героя. Оно сокращает расстояние между ролью и живым человеком...`
Дмитрий Савельев Алексей Владимирович, пятнадцать лет назад Вы с режиссером Владимиром Меньшовым вольно или невольно обманули миллионы советских женщин. После фильма "Москва слезам не верит" они садились в пригородные электрички с единой надеждой: встретить вот такого слесаря Гошу. Они даже были согласны на то, что у него будут нечищенные ботинки. Разумеется, никакого Гоши там не оказывалось. Как Вы считаете, хорошо Вы тогда поступили?

Алексей Баталов Ты знаешь, я прекрасно понимал, для чего весь этот Гоша был нужен. Он нужен был только для того, чтобы сколько-нибудь благополучно закончились двухсерийные мытарства несчастной женщины. [...] Все дело было в необходимости хэппи энда. Толстой, кстати, издевался над этим. Он говорил: когда я читаю в финале романа, что они поженились, у меня возникает впечатление, что человека загнали в клетку ко льву и на этом оборвалось повествование. Да и какой же Гоша идеальный? Бросил жену, пристает в электричке к незнакомой женщине, пьет вусмерть, дерется. Драку мы на полном серьезе снимали, жуткое дело. Я даже руку себе повредил. Жалко, что в фильм не вошло.

[...] Гоша абсолютно живой человек. Я потому и согласился на роль с радостью, когда прочитал сценарий. Валентин Черных написал живого рабочего, который не попадал на экран. Я таких рабочих встречал, я их знаю хорошо. [...] Но когда фильм вышел, на него многие обрушились. В том числе и на меня в роли Гоши. Вообще, за всю мою жизнь не было ни одного фильма, который бы сразу похвалили. Сначала разносили вдребезги. [...]

Д. С. А Меньшов не ставил перед Вами задачу сыграть в этой роли Алешу Журбина или Сашу Румянцева двадцать лет спустя?

А. Б. Примерно этими же словами он мне и говорил: давай сыграем одного из этих, постаревших.

Д. С. Значит, Вы сознательно продолжили прерванную на десятилетия линию, которая берет начало в давних фильмах Иосифа Хейфица "Большая семья" и "Дело Румянцева"?

А. Б. Вот терпеть не могу, когда актеры начинают докладывать про свою, понимаете ли, творческую линию. Это кино - ты идешь, куда зовут. Или отказываешься. А не позвали тебя - вот и вся твоя творческая линия. Сиди дома на диване и отдыхай. Я ведь из мхатовского училища выпускался как характерный актер. Смешной, попросту говоря. Но кино меня переделало. Журбин и Румянцев - совсем не мое амплуа по школе-то.

[...] Д. С. Однако позвали и затем признали именно Алексея Баталова, а не кого-то другого.

А. Б. Вовсе не потому, что я был каким-то особенным. Ты не думай, таких мальчиков тогда было пруд пруди.

Д. С. Так ли их было много, Алексей Владимирович?

А. Б. [...] На одну роль в "Большой семье" человек двенадцать пробовалось. Все очень конкретно было: главные роли там исполняли наши киты. Поэтому Хейфицу нужен был мальчик с голубыми глазами, как у Бориса Андреева, и чуть курносый, чтобы был похож на Сергея Лукьянова. Так что Хейфиц семью подбирал. Да он и сам мне потом об этом рассказывал.

Д. С. На роль Саши Румянцева он Вас пригласил тоже исключительно из-за голубых глаз?

А. Б. Мне очень жаль этот фильм, изуродованный указаниями сверху. А могло бы быть хорошее русское полицейское кино с наивным главным героем, мало понимающим в жизни. Журбин и Румянцев похожи, конечно. Один рабочий, другой шофер. Оба верят в смешные принципы и устои. В справедливость, если уж совсем высоким слогом изъясняться.

[...] Но Хейфиц если и брал актеров типажно, то переделывал их так глубоко, что с его подачи - как говорят теперь молодые - начались очень яркие судьбы. Это совершенно уникальный режиссер, который много лет, заметь себе, носит имя актерского режиссера. То, как он работал, ничего общего не имело с типажным принципом. Подобно настоящему театральному режиссеру, он очень ясно понимал, что он хочет в этой сцене, что хочет в той и что хочет в конце концов. Мне, как мхатовскому актеру, было поэтому особенно уютно. Я понимал, как мне себя вести. А что такое мхатовская школа? Надо сыграть - и я изо всех сил стараюсь это сделать. Хейфиц принимал то, что я предлагал не потому, что я такой молодец и хитрее других, а потому что совпадало. Сегодня я что-нибудь придумаю, но придумаю именно то, что хочется сказать Хейфицу и что ему интересно. [...] А дальше Гуров из "Дамы с собачкой" уже ни в какие такие ворота не лезет. И Голубков из "Бега" тоже сюда не попадает. Я очень хотел там Хлудова сыграть. И режиссеры тоже хотели, но начальство сказало: нет. [...]

Д. С. Это странный вопрос к актеру мхатовской школы, и все же: играя своих героев, Вы всегда становились ими или ощущали дистанцию между ними и собой, Алексеем Баталовым?

А. Б. Я всеми силами старался быть ими, всеми силами. Хейфиц на "Большой семье" меня однажды обругал страшно, потому что мне в костюмерной для съемок на заводе выдали новую робу, а я ее выменял у одного рабочего на старую. Тот был очень рад обновке, но я убил наповал костюмершу, которая имела робу с иголочки, а получила нечто изжеванное и изгаженное. [...]

Д. С. Трагедию князя Сергея Петровича Трубецкого в фильме Владимира Мотыля "Звезда пленительного счастья" Вы тоже воспринимали как личную?

А. Б. От Трубецкого в этом фильме не осталось ничего. Мотыль не виноват. Каждый из героев его фильма сам по себе достоин фильма. Фантастические, неповторимые судьбы. А самый удивительный и загадочный из них - Трубецкой. Я это знал. Но что есть в фильме, то и есть.

Д. С. А чего в фильме нет?

А. Б. Мне все тебе приходится рассказывать о том, что не вошло, чего нет. [...] Нет необыкновенной смелости, которой обладал этой человек. Он же был прообразом самого смелого человека, описанного Толстым в своем романе. И нигде и никогда его товарищами он не был назван предателем. Это все советская историческая чушь: не явился на площадь, не поддержал восстание. Он был на площади - и в фильме это есть. И он имел право сказать одному из сторонников восстания: смелость, военное мужество и политическое безрассудство не одно и то же. Никто не поймет того, что вы собираетесь сделать. Это Россия. И он был прав, к сожалению. Кстати, пока Трубецкого допрашивали у царя, у него украли шинель. Этого в фильме тоже нет. [...]

Д. С. В "Звезде пленительного счастья" Вы играли с Ириной Купченко, в "Девяти днях одного года" с Татьяной Лавровой, в "Журавлях" с Татьяной Самойловой, в "Живом трупе" с Аллой Демидовой, в "Даме с собачкой" с Ией Саввиной. Замечательный реестр, который к тому же можно продлить. В партнерстве с кем из исполнительниц женской роли Вы сыграли свою лучшую мужскую роль?

А. Б. Ты сам уже сказал главное: замечательные актрисы. Лучше или хуже - что говорить?

Д. С. Алексей Владимирович, я ведь не совсем про актрис спрашиваю.

А. Б. Понимаю, понимаю. Так я тебе и рассказываю. Вот ты говоришь о женской роли... Со стороны это немножко не так. Я даже серьезнее к этому отношусь. Для меня сходство Саввиной с Анной Сергеевной было гораздо важнее, чем для зрителей. Ну, как тебе объяснить? Просто потому, что я с ней разговаривал. Или Таня Самойлова, совсем молоденькая. [...] Мы очень старались, да и все. Все они настолько мне были близки, по-настоящему близки, что отделить их - да еще в нашем с тобой разговоре - от тех ролей... Для меня это невозможно. Естественно, я дружу с ними, я люблю их. [...]

Д. С. Алексей Владимирович, а если вернуться к тому замечательному реестру и продлить его в область воображаемого: с кем Вы так и не сыграли мужскую роль?

А. Б. Их много, очень много. Например, с Алисой Фрейндлих, которую я обожаю и считаю королевой питерского актерства.

Д. С. А что бы Вам хотелось с ней сыграть?

А. Б. [...] Когда я смотрел ее спектакли - да все что угодно сыграл бы. Понимаешь, есть такие актрисы, с которыми достаточно просто находиться рядом. Все само играет. Очень бы хотелось сыграть с Фаиной Григорьевной Раневской, хотя это уже другое, Я ведь знал ее хорошо. Сидел с ней за столом, смотрел на нее и понимал: черт побери, какое счастье выйти с ней на сцену и играть. Или с теткой моей, Андровской. [...]

Д. С. А свои старые фильмы любите пересматривать?

А. Б. Вот как старые письма перечитывают или старые фотографии перебирают.

Д. С. И когда Вы их пересматриваете, замечаете ли Вы теперь ту дистанцию, которую так старались сократить тогда, - дистанцию между героем и собой, молодым?

А. Б. Трудно сказать, это скорей актерское отношение. Актер всегда существует только в настоящем. Конечно, иногда смотрю и думаю: черт побери, здесь совсем не так нужно было сыграть. А потом соображаю, что, может быть, оно и хуже было бы. Может быть, для роли как раз и лучше, что я там дурак такой.

Д. С. Скажите, Алексей Владимирович, те фильмы с Вашим участием и шире - фильмы шестидесятых годов создали полноценный и полнокровный портрет Вашего поколения, или все же остались черты, которые кино не приняло во внимание, проглядело?

А. Б. Кино ничего не проглядело, кино все видело и иногда на что-то намекало, а люди шестидесятых годов что-то понимали. Западному восприятию такие отношения с кино всегда были чужды. Там впрямую можно было сказать: я тебя хочу, я тебя не хочу, ты сволочь и так далее. А здесь иначе. Весь "Дорогой мой человек" для меня, да и не только для меня, был построен на том, что в один прекрасный день пришли, арестовали мать и забрали книги. А потом Володя всей своей жизнью подтверждает невиновность матери. Но эпизод с арестом вылетел сразу. И в "Девяти днях" запретили сцену похорон облученных людей. Это было драматургическое основание фильма, а они взяли и вырезали. О каком портрете речь, если в поколении были такие, как я, которые с детства все знали. У меня бабушку и дедушку в первую посадку тридцать пятого - тридцать шестого забрали. Меня с большими опасениями и оговорками принимали в главный правительственный театральный институт страны. Понятно, если по пятьдесят восьмой все сидят.

[...] Д. С. А с нынешними молодыми, среди которых бродит герой и некоторые из которых приходят к Вам во вгиковскую аудиторию, Вам легко?

А. Б. Мне интересно, и потом, это как оглобли у лошади, расслабиться не дает.

Д. С. Глядя на них, Вы не вздыхаете, что Ваша молодость пришлась на шестидесятые, которые соблюдали мораль строителей светлого будущего, создавая проблемы с ключами от свободной на часок квартиры и приравнивая чувственность к диссидентству?

А. Б. Я так не хочу показаться брюзжащим стариком: вот они какие распущенные, вот мы какие были чистые. Это полный идиотизм - говорить, что время влияет на отношения между мужчиной и женщиной. [...] Я вовсе не хочу сказать, что наш век был лучше - Боже упаси, это совсем не так. Есть прекрасные молодые люди, но большинство только изображают из себя свободных и ведут себя, как свободные, руки-ноги задирают. А на самом деле очень однообразно летят в одну сторону. Один думает, что он свободен, потому что выходит из "мерседеса". Другой свободен, потому что у него серьга в ухе и косичка.

Д. С. Ваш вкус противится серьге и косичке?

А. Б. Почему противится? Я смотрю на это, как на необычный рисунок. Мне интересно. Вот недавно ребята на занятиях по мастерству показали забавный этюд: проход пары влюбленных. Сначала мы видим их со спины. Он здоровый, мужеподобный, а она женственная, субтильная. По одежде не различишь. Потом они разворачиваются - и все оказывается наоборот.

Д. С. Кино переживает сейчас увлечение именно этим. Когда одно перетекает в другое, или все оказывается наоборот. Вы видите для себя роль в этом кино?

А. Б. Я вообще никогда не старался сыграть как можно больше. В этом смысле я урод, наверное, да и актер не настоящий. Женя Евстигнеев - вот был актер с головы до пят. Или Смоктуновский. А мои занятия рисованием, сценариями, режиссурой, еще чем-то... Никакого богатства на этом пути не стяжал, но всегда делал то, что хотел. Это дорогого стоит. Или я мог играть все подряд, но мне это было... нет, один раз я сыграл какого-то секретаря райкома у Пырьева, там слов двадцать всего, да и не важно это. Так я мог играть и большие роли и маленькие. А у меня всего-то ролей двадцать за сорок лет. Я умел отказываться. Лучше заработать деньги каким-то другим способом, чем попусту на экране мелькать. Меня вот недавно на встрече спросили: что же Вы так давно не снимаетесь, почему мы Вас так давно не видим? А я в ответ попросил назвать фильм последних лет, в котором я не снялся, и был должен об этом пожалеть. Они не смогли мне назвать.

САВЕЛЬЕВ Д. Алексей Баталов: "Кино живет за счет героя. Оно сокращает расстояние между ролью и живым человеком..." [Инт.] // Сеанс. 1995. N 10.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=83

Док. 626186
Перв. публик.: 18.05.95
Последн. ред.: 18.05.10
Число обращений: 0

  • Купченко Ирина Петровна
  • Меньшов Владимир Валентинович
  • Саввина Ия Сергеевна
  • Самойлова Татьяна Евгеньевна
  • Баталов Алексей Владимирович
  • Фрейндлих Алиса Бруновна
  • Демидова Алла Сергеевна
  • Евстигнеев Евгений Александрович
  • Хейфиц Иосиф Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``