В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Москвина Татьяна, Новейшая история отечественного кино Назад
Москвина Татьяна, Новейшая история отечественного кино
Аудитория советского "синема-бис" обожала Владимира Басова-актера: непревзойденный прохиндей сказок и комедий, он в любой роли и любом жанре успевал запомниться и потешить публику своим длинным лицом с умными и хитрыми глазами, абсолютной жанровой точностью и юмористической ласковостью по отношению к своим героям - "дуремарам". Любую ролишку, будь то неведомый "пьяный пассажир" или опереточный чудик, Басов играл с шиком и удовольствием, ничуть не смущаясь мелкостью или безнравственностью персонажа. Какая-то чуть насмешливая и любовная снисходительность окрашивала его отношение к советскому социальному лесу, в котором он, впрочем, прекрасно ориентировался: знал толк в его законах, умел отыскивать обходные тропы и наилучшие места для водопоя. Крепкий профессиональный режиссер с сильным чувством актера и его возможностей, Басов стал одним из отцов-основателей русского сериала и мифологии советского разведчика, подарив публике приключения Иоганна Вайса (Щит и меч). Сладил блестящий актерский коллектив в интеллектуальном детективе Опасный поворот по Джону Пристли. Умело и эффектно экранизировал "Дни Турбиных" Михаила Булгакова, где и сам порадовал большой драматической ролью белого капитана Мышлаевского. Басов не чурался никакой работы и не гнушался порою откровенной конъюнктуры. Все это входило в правила игры сказки о красной шапочке, которую следовало надевать всякому советскому волку. Басов, вернувшийся с Великой Отечественной и сыгравший первый эпизод в кино в 31 год, понимал цену жизни и обводил начальников вокруг пальца не хуже бравого Иоганна Вайса. Народность Басова была столь же неподдельна, как песни Вениамина Баснера, его постоянного композитора. А если представить себе, сколько ума, хитрости, авантюризма, лукавства и артистичности потребовалось народу для выживания в ХХ в., не придется удивляться тому, как глубоко упрятал в себе Басов свой несомненный лиризм и горькую нежность к жизни.

МОСКВИНА Татьяна, Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=81

Док. 626177
Перв. публик.: 18.05.02
Последн. ред.: 18.05.10
Число обращений: 0

  • Басов Владимир Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``