Михаил Сахновский Вениамин Ефимович, расскажите [...] о начале своего творческого пути.
Вениамин Баснер Родился я в Ярославле. Там же учился в музыкальной школе - по классу скрипки, Потом - музыкальное училище. Занятия прервала война. После войны, в 1945 году, поступил в Ленинградскую государственную консерваторию, которую окончил в 1949 году. Тоже - по классу скрипки.
М. С. Как же вы стали композитором?
В. В. После окончания Консерватории я работал в оркестре Ленинградского радио. И делал для оркестра аранжировку некоторых произведений. Пробовал также кое-что сочинять. Один из написанных мною струнных квартетов послали на Международный конкурс в Варшаву, где неожиданно для многих, а для меня в особенности, сочинение получило вторую премию. Так из скрипача я стал композитором. [...]
М. С. Как вы пришли в кино?
В. Б. Это произошло довольно случайно. В 1955 году режиссер Захар Аграненко ставил картину "Бессмертный гарнизон" по сценарию Константина Симонова - о защитниках Брестской крепости. Музыку к фильму предложили написать Шостаковичу. Однако Дмитрий Дмитриевич в то время был очень занят и указал на меня. (Кстати, я считаю Шостаковича своим учителем, хотя никогда у него не занимался, уроков никаких не брал).
После "Бессмертного гарнизона" был фильм "Человек родился". [...]
М. С. С чего же, если можно так выразиться, начинается музыка в кино?
В. Б. Композитор приступает к этой работе, наверное, так же, как и режиссер, и актер - читает сценарий. Уже в процессе чтения возникают мысли в этом месте должна прозвучать такая мелодия, этому персонажу следует дать такую-то музыкальную характеристику. Разумеется, все это потом обговаривается и утрясается в творческих обсуждениях, а порой и в спорах с режиссёром.
М. С. С кем из режиссеров вам лучше всего работается?
В. Б. На "Мосфильме" - с Михаилом Ершовым. На "Ленфильме" - с Владимиром Басовым.
М. С. Из картин, поставленных Владимиром Басовым "Тишина" и "Щит и меч", к нам пришли такие песни, как "На безымянной высоте", "С чего начинается Родина". И обе написаны вами в содружестве с поэтом Михаилом Матусовским. Если не ошибаюсь, это ваш постоянный автор?
В. Б. Да. Наверное, 90 процентов песен я написал на стихи моего хорошего друга и хорошего поэта Михаила Львовича Матусовского Хотя есть и другие авторы Например, недавно, получил любопытное письмо от одной женщины-фронтовички Ё. Григорьевой В конверт были вложены стихи и записка с просьбой написать песню ветеранов 3-й гвардейской танковой армии. Стихи показались мне интересными, и я с большим удовольствием исполнил просьбу ветеранов-танкистов. [...]
М. С. Всегда ли вы, получив предложение написать музыку к фильму, даете свое согласие?
В. Б. Нет, далеко не всегда А однажды был у меня такой случай. Я работал над музыкой к одной картине, кстати, очень захватившей меня. Съемки были в разгаре. Но вот, просматривая как-то часть уже отснятого материала, я вдруг понял: да тут же никакая музыка не нужна, она попросту лишняя, фильм без нее только выиграет. Сказал об этом режиссеру. Тот подумал и согласился. Режиссера звали Александр Столпер, а картина называлась "Живые и мертвые". [...]
М. С. Из всех написанных вами песен какая самая любимая?
В. Б. "На безымянной высоте". Зато и мучился же я над ней. Несколько раз переделывал - никак не получалось. И вот возвращаюсь поездом из Москвы, где режиссер Владимир Басов отверг очередной мой вариант песни. Сижу у окна, мелькают дорожные пейзажи. И вдруг, неожиданно, пришла мелодия. Записывать условий и возможностей не было, и я, чтобы не забыть, стал ее напевать про себя. Так - до самого Ленинграда. Одного только боялся, как бы кто-то нечаянным вопросом "Который час?" или что-нибудь в этом роде, не вспугнул мелодию, и она бы не улетела. Едва примчался домой - сразу же за рояль, к нотам.
Быстро написалась песня "Это было недавно, это было давно" к кинофильму "Друзья и годы". Несколько необычно родилась песня "Махнем, не глядя". Хотя съемки картины "Щит и меч" уже закончились, однако у режиссера Басова было такое ощущение, будто в финале фильма чего-то не хватает. Помните? Советский разведчик Вайс-Белов после всех перипетий оказался в госпитале, у своих. Но он еще не осознал это. Каким образом дать ему понять, что кругом наши, русские. И тогда в группе бойцов, находившихся во дворе госпиталя, кто-то запевает "Махнем, не глядя, как на фронте говорят". Разведчик слышит эту простую, солдатскую песню и понимает - он среди своих. [...]
САХНОВСКИЙ М. Вениамин Баснер: "С чего начинается музыка..." // Ленинградская здравница. 1976. 20 марта.