В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Это было недавно... Это было давно` Назад
`Это было недавно... Это было давно`
Начиналось все давно, сразу после войны. Тогда, как говорили, "было решение" охватить нашей пропагандой страны "народной демократии", которые сколачивались в "социалистический лагерь". И нужно было дублировать на разных языках лучшие советские фильмы: "Депутат Балтики", "Юность Максима", еще несколько, к которым музыку писал в 30-е годы молодой Митя Шостакович. Дублировать и записать текст было относительно просто, а музыка, что с ней делать? [...] Сам Шостакович был тогда занят - да он никогда и не возвращался к написанному - и отказался восстанавливать. И вот помню, как я сидел в студии "Ленфильма" с Олегом Каравайчуком, помногу раз прокручивал куски фильма и по слуху быстро записывал, восстанавливал партитуру. Это была очень утомительная работа, все время в напряжении, приходилось вслушиваться в еле слышную музыку - а я в то время еще был студентом второго курса, даже не композиторского факультета, а оркестрового. Но когда я все закончил и получившийся текст сыграл оркестр - мне оркестранты даже зааплодировали, и Шостакович впоследствии говорил мне, что я точно все услышал и записал.

На эту первую работу в кино - еще несамостоятельную - меня пригласил композитор Авраам Ашкенази. Заказ был оформлен на него, а нас с Каравайчуком наняли в качестве "негров". Но работа оказалась интересной и полезной для меня, да и заплатили хорошо - особенно для студентов.

Ну а потом уже я, по рекомендации Шостаковича, попал на "Мосфильм", где делал первые свои картины - "Бессмертный гарнизон", "Ленинградскую симфонию". Режиссер этих фильмов был известный Захар Аграненко. Но тогда я еще писал только инструментальную музыку, симфоническую Песен не писал, и думал, что никогда не буду.

Позже работал с Василием Ордынским. Его "Битву в пути" заканчивал уже Владимир Басов (Ордынский во время съемок скончался). Много работал с Басовым, с Бондарчуком - на его первом фильме "Судьба человека". Вообще музыку к фильмам писал всю жизнь, и сейчас, в данный момент, пишу - к фильму Геннадия Полоки. А всего фильмов было около ста.

О песнях...

[...] Да про каждую песню можно целую историю рассказать. У меня вначале был чуть другой вариант песни "С чего начинается Родина?" - более простой, расхожий, что ли. И только в последней фразе песни, в самом конце я провел эту интонацию вопроса - "С чего начинается Родина?" Басов послушал и - гениальный был человек - предложил: "А давай-ка начни с последней фразы". И сразу песня получилась. В фильме "Щит и меч" ее пел Марк Бернес.

[...] ...некоторые даже думали, что "На безымянной высоте" - это фронтовая песня. Одна женщина, вся израненная, в доме отдыха Кисловодске меня долго убеждала, что эту песню они пели на фронте, и очень обижалась и не верила, когда я пытался объяснить, что я ее сочинил в 1962 году.

О "серьезных" жанрах...

Нет, я не жалею, что жизнь так сложилась и я известен больше как песенник и кинокомпозитор. Хотя я написал много "серьезной" музыки: симфонии - среди них чаще других исполнялась "Блокада", скрипичный и виолончельный концерты, квартеты. Может, они звучали не там часто, как мне бы хотелось, но отчасти я и сам виноват. [...]

О еврейском театре...

В Петербурге [...]. В 1917 году появилась еврейская студия - но через два месяца столицу перевели в Москву, и студия туда же переместилась. На ее основе а Москве возник тогда ГОСЕТ, Государственный еврейский театр. [...] Поэтому, когда ко мне обратились с идеей создания театра директор павловского "Курзала" Юрий Юрьевич Васильев и член правления Еврейского общества, бизнесмен и меценат Анатолий Николаевич Ефремов, я сразу загорелся. В результате совместных усилий в прошлом году в нашем городе появился театр "Симха", что в переводе означает "Радость". Для открытия я вместе с либреттистом, драматургом Борисом Рацером написал мюзикл "Еврейское счастье", в котором сыграли замечательные актеры Лев Лемке, Саша Хочинский, Миша Брискин. [...] Хотим ставить "Заколдованного портного" по Шолом-Алейхему (постановщиком будет В. Фильштинский). Я собираюсь писать второй мюзикл, и опять совместно с Рацером. Думаю, театр себя ещё проявит. Да и для меня открылось новое поле деятельности...

САДЫХ-ЗАДЕ Г. Вениамин Баснер. "Это было недавно... Это было давно" [Инт.] // Вечерний Петербург. 1995. 6 февр.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=3984

Док. 626171
Перв. публик.: 18.05.95
Последн. ред.: 18.05.10
Число обращений: 0

  • Баснер Вениамин Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``