В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Серый Волк энд Красная Шапочка Назад
Серый Волк энд Красная Шапочка
На фестивале в Аннеси все главные призы получает фильм Гарри Бардина "Серый Волк энд Красная Шапочка". Позже режиссер пополнит наградной лист "Никой" за лучший анимационный фильм года

Серый Волк энд Красная Шапочка - самый признанный из российских мультфильмов начала 1990-х гг. Если не на Родине, то уж точно на Западе, который воспринимает пластилиновый мини-мюзикл Гарри Бардина как манифест, как высшее анимационное проявление творческой раскрепощенности и эйфории от обретенной свободы. Нет больше ярма худсовета на шее, ушли с полей ржавые идеологические молотилки - есть только новая, теперь уже ничем не омрачаемая встреча с ранее освоенной Бардиным пластилиновой технологией и есть возможность затеять ироническую игру - с персонажами вольно переосмысленной кровавой сказки Шарля Перро и музыкальной партитурой, сложенной из лучшего и любимого.

Бардин, в высшей степени музыкальный режиссер, умеет выразить музыку в пластике, сообщить движению - звучание. Он лепит из пластилина живые композиции не как по нотам, а буквально - по нотам знаменитых шлягеров. Щедро и безостановочно сыплет шутками, дарит гэгами, но в своей пародии - на социальные штампы, на мюзиклы, на детские утренники - до карикатуры не снисходит. Из шлягеров он строит пирамиду, возводит свою вавилонскую башню. Курт Вайль, Эдит Пиаф, и тут же - "Подмосковные вечера", "Ой, цветет калина", узнаваемый блеющий теноровый дуэт таможенников "Давно мы дома не были" у полосатого столба с надписью "Zagranica". Музыкальные темы сталкиваются лбами и разлетаются в разные стороны, как характерные персонажи ранней комической.

Сами же герои Серого Волка... составляют блестящий эклектичный ансамбль персон из краткой антологии всемирной мультипликации. Волк с багровым носом и редкими волосьями обладает внешностью облезлого ежа и пафосом романтического героя с опасным криминальным шармом. Айболит с клизмой размышляет под грустный шаляпинский напев о бренности всего сущего. Красная Шапочка топает по стране с караваем наперевес - чешет не глядя, напролом, проваливаясь и спотыкаясь, ломая вековые деревья, пробивая неприступные скалы хлебом-солью. А во чреве ненасытного Волчищи - как есть Ноев ковчег колоритных мультяшных эпизодников вроде Чебурашки с Геной, диснеевских семерых гномов и его же трех поросят. И, кажется, что собирает их вместе Бардин только для того, чтобы дать им возможность затеять бесшабашный сабантуй с "цыганочкой".

Этот мультфильм сделан на музыкальном эсперанто и рассчитывает на то, что каждый сумеет пристроиться к нему с того боку, с какого сочтет нужным. Заметит то, что приятнее глазу, ближе сердцу и понятнее уму. Один примет за сказку, другой - за социальный памфлет, третий - за игру в шлягерный бисер. Кто-то различит тень Леонида Гайдая, а кто-то распознает веселый намек на рок-оперу про Jesus Christ. Похоже, автор готов к любой трактовке и заранее отпускает любой грех толкователям. Ему не до них, пока слышна музыка - та самая, записанная "на костях", за которую нещадно били в годы его узкобрючной юности.

МАЛЮКОВА Лариса. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. V. СПб, Сеанс, 2004

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=76

Док. 626149
Перв. публик.: 18.05.91
Последн. ред.: 18.05.10
Число обращений: 0

  • Бардин Гарри Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``