В короткометражке Бакурадзе, фильме "Москва", гениями места были тихие гастарбайтеры. Дух Москвы выражался не в открыточных (или, наоборот, грязных и гадких) улицах и площадях. Не было там этих улиц и площадей. Дух города - в ощущении бездонной и равнодушной ямы, перемалывающей все, что в нее попадет. В этой яме все возможно. Умереть, выбиться в люди, смотреть Фассбиндера по телевизору, не понимать по-русски, понимать по-русски. Москва Бакурадзе - это тот самый город, который для своих начинается с центральных площадей и башен, а для странника - с окраин. Причем на место странника и в "Москве", и в "Шультесе" встает не герой, а зритель: он не узнает этот город, и прежде всего потому, что перед ним слишком уж некиношная Москва. Город, который не пытается понравиться, не хочет даже запомниться, наоборот - он сливается со своим контекстом, со всеми остальными мегаполисами этого мира, Chunking Mansions, китайские кварталы, мытищи, автобусы, медведковы - бесконечное, безразличное перечисление. Вася живет в другом подъезде, но перила там точно так же обломаны. Все вагоны метро одинаковы. На саундтреке только равнодушный городской шум - шорох машин, звук шагов, грохот метро, дурацкий рингтон, крики телекомментатора, обрывки песни в парке аттракционов.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Ксения. Абонент не отвечает или временно недоступен // Сеанс. 2009. N 37-38.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=15908
Док. 626119 Перв. публик.: 17.05.09 Последн. ред.: 17.05.10 Число обращений: 0
Бакурадзе Бакур Лериевич
|