В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Водитель для Веры` Назад
`Водитель для Веры`
Все составляющие легенды о 60-х в "Водителе для Веры" представлены: портрет Хемингуэя, книги Ремарка, Гагарин с Экзюпери в качестве культовых героев и кубинец в качестве тайного любовника. Однако фильм показывает, что система в эти годы лишь слегка мимикрировала, но работала четко и производила не менее страшненькие сюжеты, чем при Сталине. Павел Чухрай вовсе не ставит целью разоблачить эпоху и переписать историю. История, которая его занимает, камерная, интимная и в сущности любовная, хотя и завязывается в чисто советском стиле. Генерал пытается пристроить истеричную дочь, проводящую время с "золотой молодежью", за простого парня-детдомовца, берет его к беременной хромоножке Вере шофером. Тот, конечно, готов на многое ради карьеры, но отношения классовой любви-ненависти, которые у него возникают с девушкой, неожиданно перерастают в привязанность и, кажется, даже в любовь.

И тогда сюжет, четко прописанный во времени и пространстве, обретает универсальность. В жесткую схему проникает воздух художественных ассоциаций. Генеральская дача снята оператором Игорем Клебановым так, что начинает смахивать на "дворянское гнездо". Крымские пейзажи, плывущие перед камерой под любимые советским народом итальянские песни, напоминают: мы в Средиземноморье. Однако "Водитель для Веры" не сентиментален, в нем достаточно и злости, и иронии, и даже неожиданного для этого лиричного режиссера садомазохизма.

Фильм мог бы показаться мрачным, если бы не сквозящее в нем удивление перед жизнью и ее натуральным артистизмом, ее природными феноменами. Такими, как, скажем, матерый генерал в блестящем исполнении Богдана Ступки или его подлейший, но не лишенный обаяния адъютант (его играет Андрей Панин, патентованный мерзавец нашего кино). Эти персонажи столь колоритны, что рискуют задвинуть на задний план главных героев. Но хорошая драматургия и режиссерский опыт позволяют Павлу Чухраю вылепить из центральной любовной пары достаточно любопытных персонажей. Алена Бабенко в роли Веры может кого-то раздражить чрезмерным эксцентризмом, но в общем-то они с Игорем Петренко (заметно выросшим как актер в роли шофера-детдомовца) образуют правильный дуэт.

ПЛАХОВ Андрей. "Коммерсантъ", 26 июля 2004

Док. 626110
Перв. публик.: 27.07.04
Последн. ред.: 17.05.10
Число обращений: 0

  • Бабенко Алена Олеговна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``