Дмитрий Савельев. Новейшая история отечественного киноНазад
Дмитрий Савельев. Новейшая история отечественного кино
В лице критика Зары Абдуллаевой новое российское кино имеет одного из самых бескомпромиссных оппонентов. Зорко и виртуозно вычитывая актуальные смыслы в фильмах, принадлежащих истории (Познавая белый свет, Долгие проводы), З. А., полагает, что кинопроцесс девяностых фантомен: наличие фильмов равнозначно их отсутствию. Бывшее советское кино, исчерпав небогатые перестроечные источники энергии, в нынешнем своем миражном состоянии адекватно современному неоформленному обществу с его лица размытым выраженьем. По З. А., сегодня равную глухоту к шуму времени обнаруживают как адепты народного (в ее терминологии - "квазинародного"), так и приверженцы элитарного (соответственно - "квазиэлитарного") кино. Последние, шифрующие метафорами пустоту, на взгляд З. А., критика язвительного, острого на перо, не заслуживают снисхождения. То, что она сочтет имитацией "настоящего искусства", непременно попадет в сети ее желчных кавычек. Интерес же для нее представляют фильмы, авторами которых миражность новой реальности осознана. И где она, миражность, является объектом изображения (Счастливые дни), осваивается с помощью условного приема (Увлеченья), концептуального жеста (Мечты идиота) или импровизационного метода (Странное время). Такое кино становится предметом нетривиального анализа в ее текстах, исполненных в жанре "опытов": каждая статья - не сумма парадоксальных умозаключений, но запечатленный в своем развитии процесс постепенного интеллектуального присвоения "чужой" территории фильма. Круг ее пристрастий очерчен не сегодня - за поворотами и кульбитами судеб тех, кто в этот круг допущен, З. А. следит внимательно и без претензий на беспристрастность взгляда (монографии об Олеге Янковском и Романе Балаяне, портреты Глеба Панфилова и Татьяны Друбич, неизменное внимание к каждому фильму Василия Пичула, которого ценит высоко и которому благоволит запальчиво). Кинокритика для З. А. - основной, но не единственный вид профессиональной деятельности. С не меньшим интересом она, литературовед по образованию, исследует поэтику Зощенко, Довлатова или "жизнь жанра" в чеховских пьесах.
Дмитрий Савельев
Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001