Несколько лет назад на Литовской киностудии был снят документальный фильм. Назывался он "Там, за дверью" - так же, как пьеса западногерман?ского прозаика и драматурга Вольфганга Борхерта, которая уже несколько сезонов идет на сцене Литовского драматического театра в городе Паневежисе. В фильме показана репетиция спектакля. Точнее, спор о смысле одной фразы текста. Говорят в основном двое - режиссер Юозас Мильтинис и актер Донатас Банионис. Их диалог, весь почти снятый на крупных планах, и составляет содержание этого двадцатиминутного фильма.
Можно было бы написать: "Фильм приоткрывает дверь в творческую лабораторию прославленного театра". Но для данного случая это было бы неправдой, ибо ничего подобного в картине нет. Нет обыгрывания теа?тральных кулис, нет традиционных проездов камеры по стенам гримуборных, столь любимых режиссерами-документалистами. Просто сидят люди, курят и разговаривают. Спорят о жизни. И их психологические крупноплановые портреты приоткрывают дверь не в пресловутую творческую лабораторию, а в интеллектуальный мир двух художников.
Происходит смена планов, меняется подвижное, выразительное лицо актера. Разговор идет о главном, и можно, не зная языка, понять, как важен для каждого из них - режиссера и актера, учителя и ученика - смысл одной этой фразы, гражданский смысл их искусства. Искусства, которое рождается "там, за дверью" и становится потом общественным достоянием. Впрочем, искусство мастеров Паневежисского театра для русского зрителя так и оставалось бы "там, за дверью", если бы не кино.
Теперь, после фильма "Никто не хотел умирать" имя Донатаса Банио?ниса известно каждому, кто хоть немного интересуется киноискусством. В фильме В. Жалакявичуса прекрасный актерский ансамбль, но почти все, писавшие о нем, выделяют работу Баниониса.
АБ Евгений. Донатас Банионис // Актеры советского кино. М.: Искусство. С. 39-51.