Первая студенческая работа Сергея Айнутдинова, в прошлом известного художника-карикатуриста, называлась Жертва и была построена по принципу развернутой парадоксальной метафоры: черно-белый бюрократ, обнаружив в ящике стола бюстгальтер, сходил с ума, поскольку этот милый фетиш открывал перед ним огромный и непознанный мир цветной гармонии. Стилистически фильм тяготел к карикатуре, однако эта карикатура, смешная и внешне непритязательная, таила авторскую грусть. В той же стилистике были решены Белка... и Стрелка (история про двух влюбленных собак, которые обитают в мемориальном парке, разбитом в память о четвероногих космонавтах) и Шуточный танец, где агрессивный белый цвет, вторгаясь в анимационное изображение, подобно кислоте, разъедал и уничтожал его цветовой спектр. Но наиболее характерной для мироощущения и авторской манеры С. А. является трилогия: Аменция, Аутизм и Айнудизм. Эти названия одновременно являются диагнозами (в последнем случае - с оттенком самоиронии). В каждом фильме одним из ключевых персонажей оказывается смерть. В Аменции она персонифицирована, вооружена традиционной косой и разъезжает по мрачному тоталитарному миру на машине, усыпающей дорогу цветами. Смерть здесь оказывается гуманнее людей, которые изощряются в способах самоубийства и уничтожения себе подобных (даже дети в песочнице играют в расстрелы). В Аутизме представлена метафорическая смерть интеллекта, запертого в рамки придуманных догм. Впрочем, излом реальности и выход из плоскости в ничем не ограниченное многомерное пространство оказывается все же возможным. Ранее не свойственная С. А. оптимистичность взгляда на мир ощутима и в Айнудизме, который повествует о буднях сумасшедшего дома, где ведомые маниями врачи исследуют внутренности пациентов в поисках субстанции души, чтобы препарировать ее по законам анатомии. Но души пациентов, хохоча, ускользают от них, несмотря на все ухищрения.
Отменный рисовальщик, С. А. умеет мастерски подать любой гэг - в каждом фильме они разбросаны щедрой россыпью. Однако витальность забавных анимационных анекдотов С. А. лишь оттеняет бездонную сакральную тьму, тайна которой манит этого режиссера.
КИСЕЛЕВ Саша. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=16